English version

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

К ВОПРОСУ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРЕЧЕСКИХ СЛОВ GORGON MEDUSA И MINOTAUROS

Сергей В. Рябчиков

В греческой мифологии Gorgones - "Горгоны" - это персонажи, у которых змеи вместо волос; они превращают людей в камень (Тахо-Годи 1991). Одна из них называется Medusa - "Медуза". Я предполагаю, что имя Gorgon состоит из пеласгских слов (т.е. протославянских слов, зарегистрированных в линейном письме А и его декоративном варианте - письменности Фестского диска) гор и гон. Что они означают? Слово гор сопоставимо с русскими гореть и гора. Слово гон соответствует 17-му слову стороны Б Фестского диска - P18-P14 га-н-, ср. русские гнать, гонишь и гонка. Таким образом, исходное значение слова Gorgon было "Огонь (Гора)/(кто-то) гонит". Золотые изделия с изображениями головы Медузы были обнаружены в кубанских курганах; один образец представлен в Краснодарском историко-археологическом музее (Анфимов 1987: 126-7, 129, фото).

Полагаю, что персонаж Горгона Медуза соответствует скифской богине-полузмее Аргимпаса [Ар гим паса] - "Ярость (переход от зимы к весне) - скот" и древней иранской и армянской богине Ардви Сура Анахита - "Ардви могучая, беспорочная" (1). На самом деле, имя Горгоны связано с именем Ap. Более того, имя Медуза состоит из слова ме - "солнце; солнечный" и слова дуза, связанного с древнерусским дюжий - "сильный". Итак, протославянские имена Горгона Медуза и Аргимпаса - варианты.

Как было показано ранее в моей статье Reading of a Linear A Text, славянский бог солнца Ярила взаимосвязан с быком Минотавром (Minotauros) мифологии древнего Крита. Греческое tauros означает "бык". А что значит слово mino? Оно сравнимо с церковно-славянскими миновати, минути - "миновать; пройти мимо" и может заменять слова гон и ар. Таким образом, бык Минотавр связан и с Ярилой, и с Аргимпаса.

Скифская богиня-полузмея Аргимпаса изображена на золотой бляшке, экспонируемой в Краснодарском историко-археологическом музее (Анфимов 1987: 127, фото). Эта богиня держит человеческую голову. С другой стороны, языческий славянский бог Ярила - "Яростный (бог)" сохранился в белорусской традиции в образе девушки, которая также держит человеческую голову (Токарев 1992: 686-7).

ПРИМЕЧАНИЕ

1. См. (Брагинский 1991: 100).

ЛИТЕРАТУРА

Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство.

Брагинский, И.С., 1991. Ардвисура Анахита // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 100-1.

Тахо-Годи, А.А., 1991. Горгоны // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 315-6.

Токарев, С.А. (ред.), 1992. Мифы народов мира. T. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 686-7.


Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 24 November 1999.

Публикация 24 ноября 1999 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 1999. К вопросу о славянском происхождении греческих слов Gorgon Medusa и Minotauros. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl17r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 1999. On the Slavonic Origin of Greek Gorgon Medusa and Minotauros. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl17.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru