Изображения монеты (частная коллекция) - стороны А и Б - из древнего русского города Томи (затем Таматархи и Тмутаракани) представлены на рис. 1 и 2.
Знаки горящей свечи, собаки с птичьей головой и одним крылом, а также трезубца изображены вместе на стороне Б. Буквы рв начертаны ниже.
Первый знак - это, по моему мнению, символ русского языческого бога солнца Хорса. В этом нет ничего удивительного, поскольку в районе Тмутаракани поклонялись индоарийским божествам (Вернадский 1996: 64). Может быть, этот знак обозначает русского языческого бога солнца Дажьбога/скифского бога солнца Таргитаоса или русского верховного бога Сварога/скифскую верховную богиню солнца Табити. Намек на языческого бога солнца, заменного христианским Богом, имеется в "Слове о Законе и Благодати" митрополита Илариона (преподобного Никона) (Иларион 1994: 65). Я ранее предположил, что он пришел в Киев из Тмутаракани.
Затем может быть расшифрован второй знак. Он сопоставим с мифической иранской полусобакой-полуптицей Simurg, связанной с русским языческим богом Симарглом (Вернадский 1996: 62-3; Топоров 1995: 514). Интересно отметить, что название Шимардан старинной деревни на Таманском полуострове (Трубачев 1977: 24) похоже на имена Simurg/Симаргл.
Третий знак - это тризубец. Считаю, что это обозначение индоиранского бога Trita - "Третий", известного и как Triton в греческой мифологии (Топоров 1992а, 1992б, Тахо-Годи 1992). Согласно иранским мифам, персонаж Trita был выброшен в воду своими двумя братьями (Топоров 1992б). Трита - это бог моря/хтонический бог, его братья/враги могут быть Хорсом и Симарглом.
Слово рв читается как рав, т.к. древнерусские тексты, написанные на сосудах из Тмутаракани и Белой Вежи (Саркела), иногда пропускают гласные звуки, например, букву а (Рябчиков 1998а, 1998б). Можно предложить две интерпретации этого имени. Во-первых, это может быть имя легендарного царя протославян Раваны. Во-вторых, это может быть вариант имени русского князя Бравлина (Бравлана).
Вернадский, Г.В., 1996. Киевская Русь. Тверь - Москва: ЛЕАН, АГРАФ.
Иларион, 1994. Слово о Законе и Благодати. Москва: Столица, Скрипторий.
Рябчиков, С.В., 1998а. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
Рябчиков, С.В., 1998б. Деловые записи древних руссов. Душа моя, сентябрь 1998, N 18(35), с. 8.
Тахо-Годи, А.А., 1992. Тритон // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 526.
Топоров, В.Н., 1992а. Трита // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 525-6.
Топоров, В.Н., 1992б. Трита, Фрита // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 526.
Топоров, В.Н., 1995. Святость и святые в русской духовной культуре. Москва.
Трубачев, О.Н., 1977. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье // Вопросы языкознания, N 6: 13-31.
Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 4 December 1999.
Публикация 4 декабря 1999 г.
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 1999. Сообщение о монете из древнего
русского города Томи (Таматархи). "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl21r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 1999. On a Coin from the Ancient Russian Town Tomi
(Tamatarha). "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl21.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com