Высококачественные шкафы российского производства. English version

© 2000 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

К ВОПРОСУ О СЕМАНТИКЕ НЕКОТОРЫХ САРМАТСКИХ И СКИФСКИХ АРТЕФАКТОВ

Сергей В. Рябчиков

Некоторые племена, которые жили в древности близ Черного и Азовского морей, были протославянами. Название скифы (буквально "кочевники") связано со славянским корнем скит, ср. русское скитаться. Аорсы и сираки относились к сарматам. Первое название похоже на название древнерусского княжества Арса, здесь я выделяю корень рс - "русский". Термин сармат означает с ар ма-таи - "Солнечный (ма) народ близ (с) яростного (ар) народа (т.е. арийцев)" (1). Термин сираки состоит из си - "эти" и рак - "русский". Название племени роксоланы - это на самом деле рокс (русские) аланы (2). На этом основании скифское Аракс - "река Волга" (Граков 1971: 19) могло означать "русская река".

В настоящей статье я исследую сюжеты, представленные на некоторых сарматских и скифских артефактах.

1. Богиня Афродита, скачущая на козле, изображена на сарматском фаларе, который хранится в Темрюкском музее (Краснодарский край, Россия). На этом изделии имеется шесть солярных розеток. Оно датировано концом II - началом I в. до н.э., и было найдено неподалеку от станицы Курчанской, близ города Темрюка (Дворниченко, Федоров-Давыдов 1981: 101, 104). По моему мнению, это календарные знаки. Действительно, скифская/сарматская богиня Аргимпаса тождественна Небесной Афродите по Истории (см. книгу IV) Геродота, и я перевел ее имя как "Переход от зимы к весне - скот". Известно, что звезда Капелла - "Коза" была знаком весны в индоевропейских верованиях начиная с 4400 г. до н.э. до 20 г. н.э. (Шилов 1995: 212). Запустим компьютерную программу RedShift 2. Дата первого появления Капеллы на небосводе перед восходом солнца, например, такова: это 10 апреля 100 г. до н.э. для Таманского полуострова. Таким образом, эта богиня, связанная с козлом, - это символ весны, может быть, даже весеннее равноденствие 21 (22) марта. Шесть солнечных кругов обозначают половину года. Сравните также параллель в этрусском календаре.

2. Два козла по обе стороны священного дерева изображены на нижнем конце рукоятки золотого парадного скифского топорика из Келермесского кургана N 1, близ станицы Келермесской (Гиагинский район, Краснодарский край, Россия). Он датирован VII - V вв. до н.э., ныне хранится в Эрмитаже (Санкт-Петербург, Россия) (Анфимов 1987: 77). Знак солнца представлен на левом козле, и знак луны - на правом. Священное дерево - это Мировое Древо. Три кружка присоединены слева к Древу; это знаки трех месяцев. Далее, три кружка присоединены справа к Древу; это тоже знаки трех месяцев. Один кружок представлен на верхушке Древа. Это означает, что время дня равно времени ночи, поэтому на этом артефакте зарегистрирована дата весеннего равноденствия (21 или 22 марта). Итак, 21 (22) марта минус три месяца - это зимнее солнцестояние; с другой стороны, 21 (22) марта плюс три месяца - это летнее солнцестояние.

3. Жезл знатной сарматки экспонируется в Краснодарском историко-археологическом музее (Краснодар, Россия). Он датирован серединой I в. до н.э., был найден недалеко от хутора Песчанного (Тбилисский район, Краснодарский край, Россия). Наверху этого жезла можно распознать стрелу, направленную в небо. Вполне возможна такая игра слов: древнеиндийские bana - "стрела" и bhanu - "солнце". Вверху этого жезла имеются четыре фигурки в виде голов оленей с рогами, которые обозначают четыре сезона (четыре стороны света). Интересно отметить, что по древнеиндийским верованиям, пять огней - это четыре стороны света и солнце. Вполне возможна такая игра слов: ср. древнерусское елень - "олень", греческое elios - "солнце", древнеиндийское alankar - "украшение". Может быть, название аланов соотносится с образом оленей, который широко распространен в скифском/сарматском искусстве. Действительно, по скифским верованиям олень связан с Древом Жизни (Бессонова 1983: 118). Греческие буквы ПАI (ПАИ) начертаны на золотой скифской фигурке оленя из кургана Куль-оба (Керченский полуостров, Крым, Украина; этот артефакт - в Эрмитаже; он датирован IV в. до н.э.). Предполагаю, что это слово - вариант имени скифского/сарматского бога неба, громоверца (бога дождя) Папаиоса, связанного с русскими бить (корень би-), бой, бах, бабах, бахнуть, бабахнуть, и древнеиндийским payate - "он поит". Интерпретации имени бога Папаиоса соотносятся с греческими буквами ПАI (ПАИ), начертанными на фрагменте греческого сосуда из Кеп, который хранится в Таманском музее и датирован концом IV - началом III в. до н.э. (Морган 1999: 33). С другой стороны, русское бить связано, в частности, с греческим fitros - "ствол дерева, кол" и армянским bir - "дубинка, палка" (Фасмер 1986: 169). Итак, стрела - это символ либо солнечного божества, либо молнии (бога Папаиоса). Котел из этой же коллекции из Краснодарского историко-археологического музея украшен головой оленя и двумя знаками солнца. Поэтому я предпочитаю истолковать скифские/сарматские знаки оленей в качестве символов бога Папаиоса.

4. Глаз и конь изображены на бронзовом скифском навершии из кургана у аула Ульского (Уляп) (республика Адыгея, Россия) (Граков 1971: таблица XVII). Оно датировано VI - V вв. до н.э., ныне - в Эрмитаже. Полагаю, что это обозначение индоарийского бога Савитара. И, правда, этот бог был связан с солнечной лошадью (Топоров 1992); ср. древнеиндийское viti - "блеск", русские вид, видеть, а также имя славянского бога Свентовит.

5. Рассмотрим артефакт из Семибратнего кургана N 4, близ станицы Варениковской (Анапский район, Краснодарский край, Россия). Следует иметь в виду, что Н.В.Анфимов (1987: 98) относит находки из Семибратних курганов к синдам, а Б.Н. Граков (1971) - к скифам. Дракон изображен на золотой пластине (Анфимов 1987: 118-9). Она датирована V в. до н.э., ныне - в Эрмитаже. Предполагаю, что образ этого дракона сохранился в русском сказочном персонаже Кощее Бессмертном. На этой пластине изображена птица, связанная с этим драконом. Хорошо известно по русским сказкам, что смерть солнечного бога Кощея/Кащея Бессмертного - в яйце. Поэтому появление птицы означает смерть дракона (Кощея/Кащея). На самом деле, эта пластина также содержит спираль. Этот знак - символ солнечных затмений (Ларичев 1993: 266), иначе это закодированное сообщение о смерти Кощея/Кащея - "Кости" (Рябчиков 1998: 12). Вполне возможна такая игра слов: русское кость, древнеиндийские asthan - "кость" и astam - "заходить (о светилах)".

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ср. следующую параллель: название племени маитаи - "меоты" означает "солнечные (маи) люди".

2. По мнению О.Н. Трубачева (1981: 11), русское Русь происходит из индоарийского ruksa- - "светлый".

ЛИТЕРАТУРА

Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство.

Бессонова, С.С., 1983. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова Думка.

Граков, Б.Н., 1971. Скифы. Научно-популярный очерк. Москва: Издательство Московского Университета.

Дворниченко, В.В., Федоров-Давыдов, Г.А., 1981. Серебряные фалары из сарматского погребения могильника Кривая Лука IX в Астраханской области. КСИА, Античная археология, 168: 100-5.

Ларичев, В.Е., 1993. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон. Новосибирск: Наука.

Морган, К., 1999. Таманская старина. Вып. 2. Каталог аттической керамики из коллекции Таманского музея. Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж.

Рябчиков, С.В., 1998. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Топоров, В.Н., 1992. Савитар // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 395.

Трубачев, О.Н., 1981. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция // Вопросы языкознания, N 2: 3-21.

Фасмер, М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. Москва: Прогресс.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.


Copyright © 2000 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2000 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 13 June 2000.

Публикация 13 июня 2000 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2000. К вопросу о семантике некоторых сарматских и скифских артефактов. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl24r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2000. On the Semantics of Some Sarmatian and Scythian Artifacts. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl24.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru