Бронзовое зеркало меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) было обнаружено в кургане близ хутора Чернышева, Республика Адыгея, Россия (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, правое нижнее фото). Символы, изображенные на этом зеркале (см. рис. 1) являются ключом к древним культурам скифов, сарматов, синдов (меотов), и их потомков - русских и адыгов.
Знаки, начертанные на круглом зеркале, также относятся к календарю. Рассмотрим их. Прежде всего, круг с 12 лучами помещен в центре зеркала. Это символ солнца, а также года (12 месяцев). "Солнце" окружено другим кругом, от которого отходят четыре группы коротких линий, в каждой из которых - три линии. Это деление года на четыре сезона.
Полагаю, что знаки читаются по часовой стрелке. Три знака напоминают греческие буквы бета, пси и эта (2). Два знака "спираль" читаются как современные русские вертеть, (солнце)ворот, вершина, варить и этрусское verse - "огонь". Если первая "спираль", изображенная в правой части рис. 1, обозначает зимнее солнцестояние (22 декабря), то "кружок" (солнечный знак) обозначает летнее солнцестояние (22 июня). "Спираль" изображена перед египетским иероглифом анх - "вечный". Этот иероглиф может быть связан с именем египетского бога земледелия Осириса, символом смерти и воскресения. С другой стороны, скифский бог Гойтосирос соответствует греческому богу Аполлону ("История" Геродота, IV). В этом имени можно выделить русское слово гой, связанное с плодородием (Рыбаков 1987: 70). Я читаю имя Гойтосирос как Гой т Осирос - "Плодородие - это Осирос (Осирис)" (3). В этом нет ничего удивительного, поскольку в Северном Причерноморье поклонялись египетскому богу Осирису (Редер 1992: 268). Это имя похоже на русское ящер. Возможно, что оно соответствует имени западнославянского хтонического бога Iasse (Яссе), который, в соответствии с древними верованиями, помогает восходу солнца (Рыбаков 1994: 423). Кроме того, главным языческим богом адыгов был покровитель земледелия Созерис или Созереш. Оба варианта этого имени также связаны с именем бога Осириса. "Спираль" может также обозначать русское слово коло - "круг" (4) (ср. русские колесо, колобок из русской сказки, буквально коло бок - "круглый бок", т.е. "солнце"), ср. также название языческого праздника Коляда (Белякова 1995: 68). Интересно отметить, что 25-му декабрю (близ зимнего солнцестояния) соответствует день Спиридона-поворота (Спиридона-Солнцеворота) в русском народном календаре (5).
Греческая буква бета соответствует марту и сентябрю. Считаю, что эта буква обозначает протославянское слово, звучащее приблизительно как би, ср. русское бить (корень би-). Возможно, что это обозначение скифского бога Папаиоса (= греческому богу Зевсу по Геродоту, IV), ср. русские бах, бабах, бахнуть, бабахнуть, адыгейское бжъыхьэ - "осень" и древнеиндийское payate - "он поит". Этот бог соответствует русскому языческому богу грома Перуну - "Тому, кто бьет" (Фасмер 1987a: 246). Скифская богиня земли Апи - жена бога Папаиоса. Имя Апи сопоставимо с русским пить (корень пи).
Греческая буква эта соответствует июлю. Можно с уверенностью предположить, это слово е- связано с русским еда (ср. также есть).
Греческая буква пси соответствует маю - июню. Слово, похожее на пс, включено в имя скифской богини Аргимпаса (= Небесной Афродите по "Истории" Геродота, IV). Имя Аргимпаса можно разделить на три слова Ар гим паса. Первое слово, ар, связано с русскими ариец, ярый, яростный, яровой сев, бычок-яровик, Ярила - "русский языческий бог весеннего плодородия; связан с днем Юрия" (см. Токарев 1992: 686-7). Слово гим сопоставимо с русскими зима (ср. также древнеиндийское himas - "зима" (Фасмер 1986: 97)) и гумно. Термин паса сопоставимо с русским "пасти". Выражение ар гим может обозначать "переход от зимы к весне", иначе "начало полевых работ и выпаса скота". Имя этой богини сохранилось в имени Псегуаш адыгейской языческой богини воды всех рек. Здесь псе - адыгейское псы - "вода", ср. также греческие psakas, psias - "капля; мелкий дождь". Пара слов - русское пасти и адыгейское псы - "вода" - сравнима с парой русских слов водить и вода. Таким образом, древнее слово *pas могло означать "пасти близ воды". Детерминатив ГОЛОВА РОГАТОГО ЖИВОТНОГО линейного письма А можно прочитать как *пас, кроме того, греческая буква пси изображает рогатое животное. Имя Аргимпаса также похоже на имя греческого великана Аргоса, пастуха коровы (богини) Ио.
В соответствии со скифским мифом ("История" Геродота, IV), первый человек Таргитаос породил трех сыновей. Другой миф сообщает (тот же источник), что скифский эквивалент греческого бога Геракла встретил женщину, у которой была змея вместо ног. И эта полузмея родила ему троих сыновей. На этом основании я заключаю, что Таргитаос соответствует Гераклу (Раевский 1994: 206), и его имя читается как Тар гита - "Дающий (бог)" (ср. русские дар, год, литовское guodas - "честь; слава; угощение"), это русский языческий бог Дажьбог (Рыбаков 1987: 76) и протославянский бог Дар - "Дающий (бог)" Фестского диска.
Полагаю, что греческий бог Геракл (Erakles) имеет скифское происхождение, т.к. русское коло, связанное с солнцем (см. выше), включено в его имя (это сегмент кл). На самом деле, имя Erakles - это Er(os) Kles 'Герой (полубог) Kl(es)'. Этот персонаж сражался с женщинами-воительницами амазонками (Amazones по-гречески), жившими в районе предгорий Кавказа и Азовского моря (Тахо-Годи 1991: 63), и их название, по моему мнению, связано с адыгейским мыжъо - "камень". Последний термин записан на Майкопской плите III в. до н.э. знаками линейного письма Б (линейного письма А) в форме маза (Рябчиков 1998а: 23). Это индоевропейское слово, ср. латинское massa - "ком, кусок" и немецкое Masse - "толща, слой".
Рассмотрим теперь имена детей Таргитаоса, а затем найдем имя змееподобной богини. Их имена - Леипоксаис, Арпоксаис и Колаксаис. Они получили с неба золотые плуг, ярмо, секиру и чашу. Эти предметы указывают, что имена сыновей на самом деле обозначают сословия скифов: земледельцев, скотоводов и знать. Общая форма -кса- означает "народ". Поскольку древнерусское язык означает "язык" и "народ" (Иларион 1994: 115), я предполагаю, что корень каз- (ср. южнорусское казати - "говорить") также имеет значение "народ" (6). Термин леипо - "земледелец" сопоставим с русским лапоть (< лапа - "нога" по Фасмеру 1986: 459). Тлепс - имя адыгейского языческого бога, покровителя кузнецов, оно означает буквально т лепс - "это земледелец, т.е. меот (не кочевник)". Термин арпо - "скотовод" сравнимо с русским работа (корень раб) и немецким Arbeit - "работа". Затем термин кола - "вельможа" означает буквально "солнце" (см. выше).
Аухатаи - народ Леипоксаиса; Катиари и Траспианс - народы Арпоксаиса; Паралатаи (царские скифы) - народ Колаксаиса. Термин аухатаи связан с русскими охотник и охота (7); термин катиари сравним с русскими скотовод, скот < с кот (кош) - "возле коша (повозки)", и термин траспиан можно восстановить в виде т распиан - "это разбойник (угонщик скота)" (ср. русские разбой, разбойник). Наконец, термин паралатаи означает "(народ бога) Перуна (и Лады (?))". Таким образом, уточнена структура скифского общества.
Скифы назывались сколотами. Это с колоти - "(народ) возле солнца" (8) или сколоти - "воины" от русского заколоть, ср. также литовское kalu - "ударяю (молотом, топором)" (Фасмер 1986: 296). Наконец, термин сколоти мог быть связан с русским сокол, ср. русские черкас - "казак" и черкес - "адыг" (9) из осетинского чаркас - "орел" (Фасмер 1987б: 344); термин сокол означает "князь" в древнерусском произведении "Слово о полку Игореве". Интересно отметить, что древний термин ант - "славянин" совпадает с этрусским antas - "орел". Таким образом, названия славян, казаков и адыгов имеют общее происхождение.
Имена трех сыновей в версии мифа о змееподобной богине - Aгатирсос, Гелонос и Скитес (Скиф). Термин агатирсос связан с русским богатырь; похожий термин багатар был зарегистрирован среди алан (осетин) в X - XI вв. н.э. (Сахаров, Новосельцев 1997: 54). Термин гелонос - "земледелец" состоит из ге (греческое ge - "земля") и лоно. Термин скитес - "скиф" сопоставим с русским скитаться. Таким образом, слово "скиф" (скитес) буквально означает "кочевник".
Структура скифского общества зарегистрирована в русской сказке "Иван Быкович". Три брата родились от золотой рыбки (от русского Дажьбога, скифского Таргитаоса). Их имена - Иван-царевич, Иван, кухаркин сын и Иван Быкович. Братья отправились на реку Смородину (*С моро - "Близ моря/смерти"), т.е. Кубань.
Теперь можно найти имя змееподобной богини. Этот персонаж изображен на золотом скифском конском налобнике (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 67, 68, фото). Богиня стоит на границе двух миров; Мировое Дерево с 12 ветвями или лепестками (так были обозначены 12 месяцев, т.е. целый год) изображено над ее головой. У нее вместо ног - две змеи. Согласно исследованию археологических культур индоариев (Шилов 1995: 189-90), в захоронении была представлена бычья упряжка вместе с двумя змеями и символом плодородия. С другой стороны, индоарийский бычий бог Рудра - "Ревущий" был связан со змеями (Шилов 1995: 192). Основываясь на этом, я заключаю, что Аргимпаса [Ар гим паса] - змееподобная богиня. Очень вероятно, что эта богиня также воплощалась в корове. Некоторые черты этой богини сохранились в русских языческих богах Яриле и Велесе.
Адыгейское гъэтхэ - "весна" сопоставимо с русским гад - "пресмыкающееся (змея)", гадюка, сербскохорватским гад - "нечистота; грязь" и древнеиндийским gad - "ползти".
Можно восстановить имя скифского бога, соответствующего греческому богу Аресу. Согласно Геродоту ("История", IV), этот бог воплощался в железном мече (akinakes), который был помещен наверху "храма" из хвороста. В жертву этому богу приносились скот, кони и даже пленники. Очевидно, Геродот сообщил имя бога, оно созвучно слову akinakes - "меч". Считаю, что это бог Агин (Агни) - индоарийский бог Агни - "Огонь". Это имя сохранилось в имени Ахин адыгейского бога-покровителя рогатого скота. Жрец, держащий нож, изображен на печати арийского государства Митанни; здесь также представлен знак бога Агни (Шилов 1995: 266).
Знак зеркала, соответствующий октябрю - декабрю, - лошадиная голова. Серебряная скифская амфора (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 43, фото) украшена знаком крылатого коня. 11 лепестков (т.е. месяцев) изображены над его головой. Следовательно, лошадь обозначает определенный месяц скифского (сарматского) календаря. Интересно отметить, что в соответствии с данными раскопок погребений индоариев (Шилов 1995: 205), черепа лошадей обозначают закат зимнего солнца. Известно, что индоарийский бог Агни - "Огонь" уподоблялся коню и человеку (Шилов 1995: 203). Русское лошадь сопоставимо с церковно-славянским льщати - "блестеть" (Рябчиков 1998а: 8). Конь Дадхикра индоарийской мифологии играл роль солнца, плывущего через океан потустороннего мира (Шилов 1995: 202). Этот конь был тесно связан с богом Агни (Топоров 1991a). Мудрец Дадхьянч, тесно связанный с этим конем, получил загоны для коров (Топоров 1991б). Индоарийский символ - число 5 - зафиксирован в нескольких захоронениях с лошадьми (Шилов 1995: 202). С другой стороны, на скифском наконечнике ножен меча (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 104, фото) изображены 5 знаков солнца (огня). Возможно, что меч-саморуб, который упомянут в русских сказках, соответствует священному скифскому мечу.
На основании этих данных я заключаю, что образами скифского (и сарматского) бога Агин/Агни являются железный меч и конь, ср. игру русских слов резать и резвый конь. Позднее этот бог был замещен в русской мифологии богиней Макошью (или Мокошью). Это имя связано с русским кош, которое обозначает "повозку" и "военный обоз" (Шилов 1995: 358). C другой стороны, русское скот означает буквально с кот (кош) - "возле коша (повозки)". Компонент ма- в имени богини, по моему мнению, - индоевропейский корень *mei-, передающий понятия "договора" и "согласия". Возможно, что слово ма- - указание на имя солнечного индоарийского бога Митры (Топоров 1992а: 154). Макошь - тоже солнечное божество (Белякова 1995: 101). Согласно старинным верованиям (Рыбаков 1994: 390, 392), пятница перед 21 ноябрем была посвящена богини Макоши. Эта богиня изображена вместе с двумя всадниками на русской вышивке (Рыбаков 1994: 391). Фестский диск сообщает о деве по имени Кят (т.е. о Макоши), которая гонит коней к зимнему солнцестоянию (Рябчиков 1988а: 9). Более того, это божество представлено среди языческих адыгейских божеств под именем Кодес - "бог моря". В этом нет ничего удивительного, т.к. древний индоевропейский бог моря выступал в облике коня или быка (Лосев 1992: 323). Кроме того, русский сказочный персонаж Кощей Бессмертный может быть соотнесен с богиней Макошью.
Геродот ("История", IV) также сообщил имя бога Тагимасадоса, который тождественен греческому богу Посейдону. Я разделил имя Тагимасадос на три части: Та гима сад - "Это зима, (бог) Сад". Таким образом, это хтоническое божество Сад сохранилось в персонаже Садко из одноименной русской былины. Садко - морской бог. Можно сравнить морфему сад с именем Сета, врага Осириса в египетской мифологии; c немецким Sand - "песок"; русским сядь; английским (sun)setting - "заход солнца". Имя адыгейской языческой богини, девы моря Хепешуаш, выглядит как Хепе шуаш, где хепе связано с русским гибнуть, губить, и шуаш связано с именем Сад. Я предполагаю, что имя этой девы означает "Губящий Сад".
Итак, можно уточнить структуру скифской религии (см. Раевский 1994: 206-10). Богиня Табити (индоарийский Тапас (Раевский 1994: 205); ср. также русские топить, теплый; ср. имя русского языческого верховного бога Сварога из древнеиндийских svar - "солнце" и ruh- - "расти; родиться") породила бога Папаиоса/Перуна с эпитетом "Ветер" и богиню Апи, они породили бога Гойтосироса, богиню Аргимпаса, бога, соответствующего Аресу (Агин/Агни), и бога Таргитаоса. Затем Таргитаос и Аргимпаса породили скифов.
Теперь снова рассмотрим бронзовое зеркало. Солнце, изображенное в его центре, - это Табити. На зеркале можно провести линию между точками весеннего равноденствия (22 марта) и осеннего равноденствия (22 сентября). Важно, что оба соответствующих знака - буква бета, обозначающая бога Папаиоса (ср. русские бабье лето - "теплое время в сентябре" и даже бабай - "персонаж, которым пугают детей"). "Круг" (солнечный знак) обозначает бога Таргитаоса. Определенные месяцы этого календаря обозначены знаками божеств Гойтосироса (декабрь, зимнее солнцестояние), Аргимпаса (май - июнь), Агин/Агни (октябрь - декабрь) и Таргитаоса (июнь, летнее солнцестояние).
Теперь можно реконструировать все сезоны (сезон/особые дни/события по русскому народному календарю):
1-й сезон / 22 ноября - 21 февраля / зимнее солнцестояние - 22 декабря; Коляда; Спиридон-Солнцеворот - 25 декабря (10).
2-й сезон / 22 февраля - 21 мая / Власий (день бога Велеса, покровителя стад) - 24 февраля; весеннее равноденствие - 22 марта; Красная горка - 25 апреля; Юрий (Егорий) - 6 мая: начало полевых работ и выпаса скота.
3-й сезон / 22 мая - 21 августа / Ярила - 17 июня; летнее солнцестояние - 22 июня; Купала - 24 июня.
4-й сезон / 22 августа - 21 ноября / осенины - 21 сентября; осеннее равноденствие - 22 сентября; Федора - 24 сентября: конец лета и бабьего лета; Егорий осенний - 13 октября: конец полевых работ; главная неделя, посвященная богини Макоши перед 21 ноябрем.
Исходя из имеющихся данных, я полагаю, что Геродот описал в своей "Истории" религиозный скифский календарь.
Другой календарь начертан на зеркале меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) из того же кургана близ хутора Чернышева (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, левое верхнее фото). Здесь левосторонняя свастика (символ зимнего солнцестояния по Шилову 1995: 467) изображена в центре круга. 28 дней обозначены при помощи коротких радиальных линий. Число 14 (28:2) - число лунного календаря, связанное с богом Осирисом (Шилов 1995: 200).
Другой календарь начертан на зеркале меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) из того же кургана (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, правое верхнее фото). Круг символизирует солнце; четыре "трезубца" обозначают четыре сезона (см. выше): (22 ноября - 21 февраля), (22 февраля - 21 мая), (22 мая - 21 августа) и (22 августа - 21 ноября). Четыре "спирали" обозначают движение солнца в течение всего года.
Возможно, что календарь начертан на зеркале меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) из того же кургана (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, левое нижнее фото). Несколько групп линий изображены на этом зеркале.
Адыгейский язык - индоевропейский. Я хотел бы добавить несколько параллелей: адыгейское хъурай - "круглый", ср. южнорусское хоровод - "круг", греческое horos - "хоровод, хороводная пляска", латинское gyrus - "круг"; адыгейское хъуы - "самец", ср. русское гой - "изобильный"; адыгейские Iэтын, пIэтын - "поднять", ср. русское день, этрусское tin-, латинское dies - "день"; адыгейские тыгъэ, дыгъэ - "солнце" (11), ср. древнеиндийское dahas - "пожар; жара", немецкое Tag - "день"; адыгейское шъхьэ - "голова; верх", ср. немецкое hoch - "высокий"; адыгейские мафэ - "день", мафIэ - "огонь", ср. латинское moveo - "приводить в движение; двигать"; адыгейское нэф - "свет", ср. русское небо; адыгейское гъны - "зима", ср. русское зима, древнеиндийское himas - "зима"; адыгейское нарт - "герой адыгейского фольклора", ср. русское народ (12); адыгейское иныж - "злой дух", ср. русские низ, нижний.
Известно, что адыгейский герой (нарт) Сосруко (Саусрыкъу) был связан с солярными мифами (Калоев, Мижаев, Салакая 1992: 200). Он также возвратил другим нартам огонь (Мижаев 1992). Следующая запись - Мафа нарата Суше-рико - начертана на майкопской плите (III в. до н.э.) при помощи знаков линейного письма Б (линейного письма А) (Рябчиков 1998а: 23). Этот текст означает: "Огонь (день) героя (по имени) Сухость/Солнце-Царь". Здесь имя Суше-рико (Сосруко, Саусрыкъу) состоит из слова cуше (ср. русские сушь, сухой и древнеиндийское surya - "солнце") и из слова рико (ср. латинское rex, этрусское luc-, древнеиндийское rajan - "царь", немецкое Reich - "государство" и даже полинезийское ariki - "вождь"). Я считаю, что Суше-[рико] - вариант имени индоарийского бога Сурьи - "Солнца", который предстает в качестве глаза божеств Митры, Варуны и Агни; иногда этот бог тождественен Савитару (Топоров 1992б). Интересно заметить, что фрагмент тмутараканской амфоры содержит слово суш - "сушь" и рисунок глаза (Рябчиков 1998б: 22-3). С другой стороны, жители древнерусского города Тмутаракани поклонялись, согласно гипотезе Г.В. Вернадского (1996: 64), богу Хорсу. Название Тмутаракань (ср. русские тьма и таращить глаза) могло быть символом смерти и воскресения, египетских/скифских богов Хора и Осириса. В абхазской мифологии Худыш связан с Сасрыквой (абхазским вариантом адыгейского Сосруко) (Салакая 1992). А с другой стороны, согласно индоарийской мифологии, Сурья состязался с Эташей (Топоров 1992б: 478). Имена Худыш и Эташа похожи. Некоторые характерные черты нарта Сосруко сохранились в русском сказочном персонаже Кощее Бессмертном. В адыгейской мифологии представлены Тхожей, конь нарта Сосруко, и его враг - старуха Уорсар (Мижаев 1992). Читаю имя Тхожей как Т хожей - "Это резвый (конь) или солнце", ср. русское ход, немецкое heiß - "горячий", английские hot - "горячий, жаркий", heat - "жара; зной". Имя Уорсар может быть разделено на два слова: Уор сар, ср. русские вор зари.
Более того, Зейгут или Зейкутх - имя адыгейского языческого бога, покровителя наездников, сравнимо с греческим zygios - "влекомый", ср. также русское загон и греческие Zygopolis, Zihia - "Зихия". Хакусташ - имя адыгейского языческого бога, покровителя пахотных волов, сопоставимо с русским густой. Емишь - имя адыгейского языческого бога, покровителя овец, сопоставимо с именем индоарийского бога солнца Митры.
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что полученные данные свидетельствуют: протославянская культура существовала, по крайней мере, с V в. до н.э., когда Геродот написал свою "Историю". В этом произведении упомянуты местность Геррос и одноименная река (рукав реки Днепра). Река Геррос отделяла землю скифов-кочевников от земли царских скифов. Полагаю, что термин Геррос означает Ге Рос - "Земля Рос" (ср. греческое ge - "земля"), так что протославянами (ср. русские Русь, Россия и русский) была по крайней мере часть скифов-кочевников.
2. Греческая буква бета соответствует знаку 72 pe/be линейного письма Б (линейного письма А), и греческая буква эта - знаку 38 e той же системы письма.
3. Слово т- (или та) сопоставимо с русскими то и это (Рябчиков 1998а: 19, 22).
4. См. (Рыбаков 1987: 48).
5. См. (Белякова 1995: 197-228).
6. Ср. также русское казак.
7. Ср. также древнеиндийское ksayati - "владеет, господствует" (Фасмер 1987б: 271).
8. См. также (Рыбаков 1994: 434).
9. Ср. также интерпретацию слова черкес - "воин" (Сахаров, Новосельцев 1997: 92).
10. Следует иметь в виду, что реальная дата народного праздника (XVI - XVII вв.) = датe, представленной в этой статье, минус 3 дня (Белякова 1995: 193). Тогда, например, Спиридон-Солнцеворот соответствует 22 декабрю (зимнему солнцестоянию).
11. Итак, адыгейское адыгэ - "адыг" означает буквально "солнечный", ср. скифское имя Колаксаис.
12. Отсюда следует, что термин казак означает "богатырь, герой" (ср. также -кса- - "народ").
Белякова, Г.С., 1995. Славянская мифология. Москва: Просвещение.
Вернадский, Г.В., 1996. Киевская Русь. Тверь - Москва: ЛЕАН, АГРАФ.
Галанина, Л.К., Доманский, Я.В., Смирнова, Г.И., 1981. Скифы. Путеводитель по выставке отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. Ленинград: Искусство.
Иларион, 1994. Слово о Законе и Благодати. Москва: Столица, Скрипторий.
Калоев, Б.А., Мижаев, М.И., Салакая Ш.Х., 1992. Нарты // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 199-201.
Лесков, А.М., Лапушнян, В.Л. (ред.), 1987. Шедевры древнего искусства Кубани. Art Treasures of Ancient Kuban. Москва: Министерство культуры СССР.
Лосев, А.Ф., 1992. Посейдон // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 323-4.
Мижаев М.И., 1992. Сосруко // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 464.
Раевский, Д.С., 1994. Скифский пантеон: семантика структуры // Петрухин В.Я. (ред.) Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева. Москва: Восточная Литература, с. 198-213.
Редер, Д.Г., 1992. Осирис // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 267-8.
Рыбаков, Б.А., 1987. Язычество Древней Руси. Москва: Наука.
Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва: Наука.
Рябчиков, С.В., 1998а. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
Рябчиков, С.В., 1998б. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
Салакая, Ш.Х., 1992. Сасрыква // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 412.
Сахаров, А.Н., Новосельцев, А.П. (ред.), 1997. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва: АСТ.
Тахо-Годи, А.А., 1991. Амазонки // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 63-4.
Токарев, С.А. (ред.), 1992. Мифы народов мира. T. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 686-7.
Топоров, В.Н., 1991a. Дадхикра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 347.
Топоров, В.Н., 1991б. Дадхьянч // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 347.
Топоров, В.Н., 1992а. Митра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 154-7.
Топоров, В.Н., 1992б. Сурья // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 477-8.
Трубачев, О.Н., 1976. О синдах и их языке // Вопросы языкознания, N 4: 39-63.
Трубачев, О.Н., 1978. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа в античное время // Вестник древней истории, N 4: 34-42.
Трубачев, О.Н., 1981. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция // Вопросы языкознания, N 2: 3-21.
Фасмер, М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. Москва: Прогресс.
Фасмер, М., 1987a. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. Москва: Прогресс.
Фасмер, М., 1987б. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. Москва: Прогресс.
Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.
Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 12 October 1999, updated 15 October 1999 (http://slavonicweb.chat.ru/ris.htm: the link "The Scythians, Sarmatians, Meotians, Russians and Circassians: Interpretation of the Ancient Cultures: Figure 1").
Публикация 12 октября 1999 г., добавление - 15 октября 1999 г. (http://slavonicweb.chat.ru/ris1.htm: "Скифы, сарматы, меоты, русские и адыги: интерпретация древних культур: Рисунок 1").
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 1999. Скифы, сарматы, меоты,
русские и адыги: интерпретация древних культур. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ"
Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl2r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 1999. The Scythians, Sarmatians,
Meotians, Russians and Circassians: Interpretation of the Ancient Cultures.
"THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl2.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com