Market Music - фоновая музыка для торгового центра  |  Кпд клуб автосервис. English version

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

СКИФЫ, САРМАТЫ, МЕОТЫ, РУССКИЕ И АДЫГИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДРЕВНИХ КУЛЬТУР

Сергей В. Рябчиков

Кочевники и земледельцы-сарматы (савроматы), родственные скифам, были тесно связаны с земледельцами-меотами на Кубани в течение продолжительного времени, примерно с I в. до н.э. до II в. н.э. Можно предположить, что общая культура базировалась на близости языков обеих компонент. Известно, что скифы говорили на индоевропейском языке. О.Н. Трубачев доказал, что язык древних жителей Кубани, синдов (меотов), также является индоевропейским. Синды - потомки древних индоариев, которые частично остались на Северном Кавказе (Трубачев 1976; 1978). Кроме того, не все скифы говорили по-ирански (Трубачев 1981). По моему мнению, скифский (сарматский) язык является протославянским. Другие протославянские диалекты - это языки пеласгов (линейное письмо А и его декоративный вариант - письменность Фестского диска) и этрусков (Рябчиков 1998а).

Бронзовое зеркало меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) было обнаружено в кургане близ хутора Чернышева, Республика Адыгея, Россия (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, правое нижнее фото). Символы, изображенные на этом зеркале (см. рис. 1) являются ключом к древним культурам скифов, сарматов, синдов (меотов), и их потомков - русских и адыгов.

risnk1.gif
Рис. 1.
Щелкните кнопкой мыши на этом рисунке!
Ранее я расшифровал текст Фестского диска, который является протославянским календарем (Рябчиков 1998а: 6-9). В результате получены такие данные: бог Хор (древнерусский Хорс, египетский Хор) с эпитетом Коло - "Круг" и бог Вит (славянский Вит с различными эпитетами , индоарийский Савитар) - символы зимнего солнцестояния; бычий бог Ярила был связан с весной (1).

Знаки, начертанные на круглом зеркале, также относятся к календарю. Рассмотрим их. Прежде всего, круг с 12 лучами помещен в центре зеркала. Это символ солнца, а также года (12 месяцев). "Солнце" окружено другим кругом, от которого отходят четыре группы коротких линий, в каждой из которых - три линии. Это деление года на четыре сезона.

Полагаю, что знаки читаются по часовой стрелке. Три знака напоминают греческие буквы бета, пси и эта (2). Два знака "спираль" читаются как современные русские вертеть, (солнце)ворот, вершина, варить и этрусское verse - "огонь". Если первая "спираль", изображенная в правой части рис. 1, обозначает зимнее солнцестояние (22 декабря), то "кружок" (солнечный знак) обозначает летнее солнцестояние (22 июня). "Спираль" изображена перед египетским иероглифом анх - "вечный". Этот иероглиф может быть связан с именем египетского бога земледелия Осириса, символом смерти и воскресения. С другой стороны, скифский бог Гойтосирос соответствует греческому богу Аполлону ("История" Геродота, IV). В этом имени можно выделить русское слово гой, связанное с плодородием (Рыбаков 1987: 70). Я читаю имя Гойтосирос как Гой т Осирос - "Плодородие - это Осирос (Осирис)" (3). В этом нет ничего удивительного, поскольку в Северном Причерноморье поклонялись египетскому богу Осирису (Редер 1992: 268). Это имя похоже на русское ящер. Возможно, что оно соответствует имени западнославянского хтонического бога Iasse (Яссе), который, в соответствии с древними верованиями, помогает восходу солнца (Рыбаков 1994: 423). Кроме того, главным языческим богом адыгов был покровитель земледелия Созерис или Созереш. Оба варианта этого имени также связаны с именем бога Осириса. "Спираль" может также обозначать русское слово коло - "круг" (4) (ср. русские колесо, колобок из русской сказки, буквально коло бок - "круглый бок", т.е. "солнце"), ср. также название языческого праздника Коляда (Белякова 1995: 68). Интересно отметить, что 25-му декабрю (близ зимнего солнцестояния) соответствует день Спиридона-поворота (Спиридона-Солнцеворота) в русском народном календаре (5).

Греческая буква бета соответствует марту и сентябрю. Считаю, что эта буква обозначает протославянское слово, звучащее приблизительно как би, ср. русское бить (корень би-). Возможно, что это обозначение скифского бога Папаиоса (= греческому богу Зевсу по Геродоту, IV), ср. русские бах, бабах, бахнуть, бабахнуть, адыгейское бжъыхьэ - "осень" и древнеиндийское payate - "он поит". Этот бог соответствует русскому языческому богу грома Перуну - "Тому, кто бьет" (Фасмер 1987a: 246). Скифская богиня земли Апи - жена бога Папаиоса. Имя Апи сопоставимо с русским пить (корень пи).

Греческая буква эта соответствует июлю. Можно с уверенностью предположить, это слово е- связано с русским еда (ср. также есть).

Греческая буква пси соответствует маю - июню. Слово, похожее на пс, включено в имя скифской богини Аргимпаса (= Небесной Афродите по "Истории" Геродота, IV). Имя Аргимпаса можно разделить на три слова Ар гим паса. Первое слово, ар, связано с русскими ариец, ярый, яростный, яровой сев, бычок-яровик, Ярила - "русский языческий бог весеннего плодородия; связан с днем Юрия" (см. Токарев 1992: 686-7). Слово гим сопоставимо с русскими зима (ср. также древнеиндийское himas - "зима" (Фасмер 1986: 97)) и гумно. Термин паса сопоставимо с русским "пасти". Выражение ар гим может обозначать "переход от зимы к весне", иначе "начало полевых работ и выпаса скота". Имя этой богини сохранилось в имени Псегуаш адыгейской языческой богини воды всех рек. Здесь псе - адыгейское псы - "вода", ср. также греческие psakas, psias - "капля; мелкий дождь". Пара слов - русское пасти и адыгейское псы - "вода" - сравнима с парой русских слов водить и вода. Таким образом, древнее слово *pas могло означать "пасти близ воды". Детерминатив ГОЛОВА РОГАТОГО ЖИВОТНОГО линейного письма А можно прочитать как *пас, кроме того, греческая буква пси изображает рогатое животное. Имя Аргимпаса также похоже на имя греческого великана Аргоса, пастуха коровы (богини) Ио.

В соответствии со скифским мифом ("История" Геродота, IV), первый человек Таргитаос породил трех сыновей. Другой миф сообщает (тот же источник), что скифский эквивалент греческого бога Геракла встретил женщину, у которой была змея вместо ног. И эта полузмея родила ему троих сыновей. На этом основании я заключаю, что Таргитаос соответствует Гераклу (Раевский 1994: 206), и его имя читается как Тар гита - "Дающий (бог)" (ср. русские дар, год, литовское guodas - "честь; слава; угощение"), это русский языческий бог Дажьбог (Рыбаков 1987: 76) и протославянский бог Дар - "Дающий (бог)" Фестского диска.

Полагаю, что греческий бог Геракл (Erakles) имеет скифское происхождение, т.к. русское коло, связанное с солнцем (см. выше), включено в его имя (это сегмент кл). На самом деле, имя Erakles - это Er(os) Kles 'Герой (полубог) Kl(es)'. Этот персонаж сражался с женщинами-воительницами амазонками (Amazones по-гречески), жившими в районе предгорий Кавказа и Азовского моря (Тахо-Годи 1991: 63), и их название, по моему мнению, связано с адыгейским мыжъо - "камень". Последний термин записан на Майкопской плите III в. до н.э. знаками линейного письма Б (линейного письма А) в форме маза (Рябчиков 1998а: 23). Это индоевропейское слово, ср. латинское massa - "ком, кусок" и немецкое Masse - "толща, слой".

Рассмотрим теперь имена детей Таргитаоса, а затем найдем имя змееподобной богини. Их имена - Леипоксаис, Арпоксаис и Колаксаис. Они получили с неба золотые плуг, ярмо, секиру и чашу. Эти предметы указывают, что имена сыновей на самом деле обозначают сословия скифов: земледельцев, скотоводов и знать. Общая форма -кса- означает "народ". Поскольку древнерусское язык означает "язык" и "народ" (Иларион 1994: 115), я предполагаю, что корень каз- (ср. южнорусское казати - "говорить") также имеет значение "народ" (6). Термин леипо - "земледелец" сопоставим с русским лапоть (< лапа - "нога" по Фасмеру 1986: 459). Тлепс - имя адыгейского языческого бога, покровителя кузнецов, оно означает буквально т лепс - "это земледелец, т.е. меот (не кочевник)". Термин арпо - "скотовод" сравнимо с русским работа (корень раб) и немецким Arbeit - "работа". Затем термин кола - "вельможа" означает буквально "солнце" (см. выше).

Аухатаи - народ Леипоксаиса; Катиари и Траспианс - народы Арпоксаиса; Паралатаи (царские скифы) - народ Колаксаиса. Термин аухатаи связан с русскими охотник и охота (7); термин катиари сравним с русскими скотовод, скот < с кот (кош) - "возле коша (повозки)", и термин траспиан можно восстановить в виде т распиан - "это разбойник (угонщик скота)" (ср. русские разбой, разбойник). Наконец, термин паралатаи означает "(народ бога) ПерунаЛады (?))". Таким образом, уточнена структура скифского общества.

Скифы назывались сколотами. Это с колоти - "(народ) возле солнца" (8) или сколоти - "воины" от русского заколоть, ср. также литовское kalu - "ударяю (молотом, топором)" (Фасмер 1986: 296). Наконец, термин сколоти мог быть связан с русским сокол, ср. русские черкас - "казак" и черкес - "адыг" (9) из осетинского чаркас - "орел" (Фасмер 1987б: 344); термин сокол означает "князь" в древнерусском произведении "Слово о полку Игореве". Интересно отметить, что древний термин ант - "славянин" совпадает с этрусским antas - "орел". Таким образом, названия славян, казаков и адыгов имеют общее происхождение.

Имена трех сыновей в версии мифа о змееподобной богине - Aгатирсос, Гелонос и Скитес (Скиф). Термин агатирсос связан с русским богатырь; похожий термин багатар был зарегистрирован среди алан (осетин) в X - XI вв. н.э. (Сахаров, Новосельцев 1997: 54). Термин гелонос - "земледелец" состоит из ге (греческое ge - "земля") и лоно. Термин скитес - "скиф" сопоставим с русским скитаться. Таким образом, слово "скиф" (скитес) буквально означает "кочевник".

Структура скифского общества зарегистрирована в русской сказке "Иван Быкович". Три брата родились от золотой рыбки (от русского Дажьбога, скифского Таргитаоса). Их имена - Иван-царевич, Иван, кухаркин сын и Иван Быкович. Братья отправились на реку Смородину (*С моро - "Близ моря/смерти"), т.е. Кубань.

Теперь можно найти имя змееподобной богини. Этот персонаж изображен на золотом скифском конском налобнике (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 67, 68, фото). Богиня стоит на границе двух миров; Мировое Дерево с 12 ветвями или лепестками (так были обозначены 12 месяцев, т.е. целый год) изображено над ее головой. У нее вместо ног - две змеи. Согласно исследованию археологических культур индоариев (Шилов 1995: 189-90), в захоронении была представлена бычья упряжка вместе с двумя змеями и символом плодородия. С другой стороны, индоарийский бычий бог Рудра - "Ревущий" был связан со змеями (Шилов 1995: 192). Основываясь на этом, я заключаю, что Аргимпаса [Ар гим паса] - змееподобная богиня. Очень вероятно, что эта богиня также воплощалась в корове. Некоторые черты этой богини сохранились в русских языческих богах Яриле и Велесе.

Адыгейское гъэтхэ - "весна" сопоставимо с русским гад - "пресмыкающееся (змея)", гадюка, сербскохорватским гад - "нечистота; грязь" и древнеиндийским gad - "ползти".

Можно восстановить имя скифского бога, соответствующего греческому богу Аресу. Согласно Геродоту ("История", IV), этот бог воплощался в железном мече (akinakes), который был помещен наверху "храма" из хвороста. В жертву этому богу приносились скот, кони и даже пленники. Очевидно, Геродот сообщил имя бога, оно созвучно слову akinakes - "меч". Считаю, что это бог Агин (Агни) - индоарийский бог Агни - "Огонь". Это имя сохранилось в имени Ахин адыгейского бога-покровителя рогатого скота. Жрец, держащий нож, изображен на печати арийского государства Митанни; здесь также представлен знак бога Агни (Шилов 1995: 266).

Знак зеркала, соответствующий октябрю - декабрю, - лошадиная голова. Серебряная скифская амфора (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 43, фото) украшена знаком крылатого коня. 11 лепестков (т.е. месяцев) изображены над его головой. Следовательно, лошадь обозначает определенный месяц скифского (сарматского) календаря. Интересно отметить, что в соответствии с данными раскопок погребений индоариев (Шилов 1995: 205), черепа лошадей обозначают закат зимнего солнца. Известно, что индоарийский бог Агни - "Огонь" уподоблялся коню и человеку (Шилов 1995: 203). Русское лошадь сопоставимо с церковно-славянским льщати - "блестеть" (Рябчиков 1998а: 8). Конь Дадхикра индоарийской мифологии играл роль солнца, плывущего через океан потустороннего мира (Шилов 1995: 202). Этот конь был тесно связан с богом Агни (Топоров 1991a). Мудрец Дадхьянч, тесно связанный с этим конем, получил загоны для коров (Топоров 1991б). Индоарийский символ - число 5 - зафиксирован в нескольких захоронениях с лошадьми (Шилов 1995: 202). С другой стороны, на скифском наконечнике ножен меча (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 104, фото) изображены 5 знаков солнца (огня). Возможно, что меч-саморуб, который упомянут в русских сказках, соответствует священному скифскому мечу.

На основании этих данных я заключаю, что образами скифского (и сарматского) бога Агин/Агни являются железный меч и конь, ср. игру русских слов резать и резвый конь. Позднее этот бог был замещен в русской мифологии богиней Макошью (или Мокошью). Это имя связано с русским кош, которое обозначает "повозку" и "военный обоз" (Шилов 1995: 358). C другой стороны, русское скот означает буквально с кот (кош) - "возле коша (повозки)". Компонент ма- в имени богини, по моему мнению, - индоевропейский корень *mei-, передающий понятия "договора" и "согласия". Возможно, что слово ма- - указание на имя солнечного индоарийского бога Митры (Топоров 1992а: 154). Макошь - тоже солнечное божество (Белякова 1995: 101). Согласно старинным верованиям (Рыбаков 1994: 390, 392), пятница перед 21 ноябрем была посвящена богини Макоши. Эта богиня изображена вместе с двумя всадниками на русской вышивке (Рыбаков 1994: 391). Фестский диск сообщает о деве по имени Кят (т.е. о Макоши), которая гонит коней к зимнему солнцестоянию (Рябчиков 1988а: 9). Более того, это божество представлено среди языческих адыгейских божеств под именем Кодес - "бог моря". В этом нет ничего удивительного, т.к. древний индоевропейский бог моря выступал в облике коня или быка (Лосев 1992: 323). Кроме того, русский сказочный персонаж Кощей Бессмертный может быть соотнесен с богиней Макошью.

Геродот ("История", IV) также сообщил имя бога Тагимасадоса, который тождественен греческому богу Посейдону. Я разделил имя Тагимасадос на три части: Та гима сад - "Это зима, (бог) Сад". Таким образом, это хтоническое божество Сад сохранилось в персонаже Садко из одноименной русской былины. Садко - морской бог. Можно сравнить морфему сад с именем Сета, врага Осириса в египетской мифологии; c немецким Sand - "песок"; русским сядь; английским (sun)setting - "заход солнца". Имя адыгейской языческой богини, девы моря Хепешуаш, выглядит как Хепе шуаш, где хепе связано с русским гибнуть, губить, и шуаш связано с именем Сад. Я предполагаю, что имя этой девы означает "Губящий Сад".

Итак, можно уточнить структуру скифской религии (см. Раевский 1994: 206-10). Богиня Табити (индоарийский Тапас (Раевский 1994: 205); ср. также русские топить, теплый; ср. имя русского языческого верховного бога Сварога из древнеиндийских svar - "солнце" и ruh- - "расти; родиться") породила бога Папаиоса/Перуна с эпитетом "Ветер" и богиню Апи, они породили бога Гойтосироса, богиню Аргимпаса, бога, соответствующего Аресу (Агин/Агни), и бога Таргитаоса. Затем Таргитаос и Аргимпаса породили скифов.

Теперь снова рассмотрим бронзовое зеркало. Солнце, изображенное в его центре, - это Табити. На зеркале можно провести линию между точками весеннего равноденствия (22 марта) и осеннего равноденствия (22 сентября). Важно, что оба соответствующих знака - буква бета, обозначающая бога Папаиоса (ср. русские бабье лето - "теплое время в сентябре" и даже бабай - "персонаж, которым пугают детей"). "Круг" (солнечный знак) обозначает бога Таргитаоса. Определенные месяцы этого календаря обозначены знаками божеств Гойтосироса (декабрь, зимнее солнцестояние), Аргимпаса (май - июнь), Агин/Агни (октябрь - декабрь) и Таргитаоса (июнь, летнее солнцестояние).

Теперь можно реконструировать все сезоны (сезон/особые дни/события по русскому народному календарю):

1-й сезон / 22 ноября - 21 февраля / зимнее солнцестояние - 22 декабря; Коляда; Спиридон-Солнцеворот - 25 декабря (10).

2-й сезон / 22 февраля - 21 мая / Власий (день бога Велеса, покровителя стад) - 24 февраля; весеннее равноденствие - 22 марта; Красная горка - 25 апреля; Юрий (Егорий) - 6 мая: начало полевых работ и выпаса скота.

3-й сезон / 22 мая - 21 августа / Ярила - 17 июня; летнее солнцестояние - 22 июня; Купала - 24 июня.

4-й сезон / 22 августа - 21 ноября / осенины - 21 сентября; осеннее равноденствие - 22 сентября; Федора - 24 сентября: конец лета и бабьего лета; Егорий осенний - 13 октября: конец полевых работ; главная неделя, посвященная богини Макоши перед 21 ноябрем.

Исходя из имеющихся данных, я полагаю, что Геродот описал в своей "Истории" религиозный скифский календарь.

Другой календарь начертан на зеркале меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) из того же кургана близ хутора Чернышева (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, левое верхнее фото). Здесь левосторонняя свастика (символ зимнего солнцестояния по Шилову 1995: 467) изображена в центре круга. 28 дней обозначены при помощи коротких радиальных линий. Число 14 (28:2) - число лунного календаря, связанное с богом Осирисом (Шилов 1995: 200).

Другой календарь начертан на зеркале меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) из того же кургана (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, правое верхнее фото). Круг символизирует солнце; четыре "трезубца" обозначают четыре сезона (см. выше): (22 ноября - 21 февраля), (22 февраля - 21 мая), (22 мая - 21 августа) и (22 августа - 21 ноября). Четыре "спирали" обозначают движение солнца в течение всего года.

Возможно, что календарь начертан на зеркале меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) из того же кургана (Лесков, Лапушнян 1987: 138, рис. 63, левое нижнее фото). Несколько групп линий изображены на этом зеркале.

Адыгейский язык - индоевропейский. Я хотел бы добавить несколько параллелей: адыгейское хъурай - "круглый", ср. южнорусское хоровод - "круг", греческое horos - "хоровод, хороводная пляска", латинское gyrus - "круг"; адыгейское хъуы - "самец", ср. русское гой - "изобильный"; адыгейские Iэтын, пIэтын - "поднять", ср. русское день, этрусское tin-, латинское dies - "день"; адыгейские тыгъэ, дыгъэ - "солнце" (11), ср. древнеиндийское dahas - "пожар; жара", немецкое Tag - "день"; адыгейское шъхьэ - "голова; верх", ср. немецкое hoch - "высокий"; адыгейские мафэ - "день", мафIэ - "огонь", ср. латинское moveo - "приводить в движение; двигать"; адыгейское нэф - "свет", ср. русское небо; адыгейское гъны - "зима", ср. русское зима, древнеиндийское himas - "зима"; адыгейское нарт - "герой адыгейского фольклора", ср. русское народ (12); адыгейское иныж - "злой дух", ср. русские низ, нижний.

Известно, что адыгейский герой (нарт) Сосруко (Саусрыкъу) был связан с солярными мифами (Калоев, Мижаев, Салакая 1992: 200). Он также возвратил другим нартам огонь (Мижаев 1992). Следующая запись - Мафа нарата Суше-рико - начертана на майкопской плите (III в. до н.э.) при помощи знаков линейного письма Б (линейного письма А) (Рябчиков 1998а: 23). Этот текст означает: "Огонь (день) героя (по имени) Сухость/Солнце-Царь". Здесь имя Суше-рико (Сосруко, Саусрыкъу) состоит из слова cуше (ср. русские сушь, сухой и древнеиндийское surya - "солнце") и из слова рико (ср. латинское rex, этрусское luc-, древнеиндийское rajan - "царь", немецкое Reich - "государство" и даже полинезийское ariki - "вождь"). Я считаю, что Суше-[рико] - вариант имени индоарийского бога Сурьи - "Солнца", который предстает в качестве глаза божеств Митры, Варуны и Агни; иногда этот бог тождественен Савитару (Топоров 1992б). Интересно заметить, что фрагмент тмутараканской амфоры содержит слово суш - "сушь" и рисунок глаза (Рябчиков 1998б: 22-3). С другой стороны, жители древнерусского города Тмутаракани поклонялись, согласно гипотезе Г.В. Вернадского (1996: 64), богу Хорсу. Название Тмутаракань (ср. русские тьма и таращить глаза) могло быть символом смерти и воскресения, египетских/скифских богов Хора и Осириса. В абхазской мифологии Худыш связан с Сасрыквой (абхазским вариантом адыгейского Сосруко) (Салакая 1992). А с другой стороны, согласно индоарийской мифологии, Сурья состязался с Эташей (Топоров 1992б: 478). Имена Худыш и Эташа похожи. Некоторые характерные черты нарта Сосруко сохранились в русском сказочном персонаже Кощее Бессмертном. В адыгейской мифологии представлены Тхожей, конь нарта Сосруко, и его враг - старуха Уорсар (Мижаев 1992). Читаю имя Тхожей как Т хожей - "Это резвый (конь) или солнце", ср. русское ход, немецкое heiß - "горячий", английские hot - "горячий, жаркий", heat - "жара; зной". Имя Уорсар может быть разделено на два слова: Уор сар, ср. русские вор зари.

Более того, Зейгут или Зейкутх - имя адыгейского языческого бога, покровителя наездников, сравнимо с греческим zygios - "влекомый", ср. также русское загон и греческие Zygopolis, Zihia - "Зихия". Хакусташ - имя адыгейского языческого бога, покровителя пахотных волов, сопоставимо с русским густой. Емишь - имя адыгейского языческого бога, покровителя овец, сопоставимо с именем индоарийского бога солнца Митры.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что полученные данные свидетельствуют: протославянская культура существовала, по крайней мере, с V в. до н.э., когда Геродот написал свою "Историю". В этом произведении упомянуты местность Геррос и одноименная река (рукав реки Днепра). Река Геррос отделяла землю скифов-кочевников от земли царских скифов. Полагаю, что термин Геррос означает Ге Рос - "Земля Рос" (ср. греческое ge - "земля"), так что протославянами (ср. русские Русь, Россия и русский) была по крайней мере часть скифов-кочевников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Имена божеств указаны так, как они звучат в современном русском языке.

2. Греческая буква бета соответствует знаку 72 pe/be линейного письма Б (линейного письма А), и греческая буква эта - знаку 38 e той же системы письма.

3. Слово т- (или та) сопоставимо с русскими то и это (Рябчиков 1998а: 19, 22).

4. См. (Рыбаков 1987: 48).

5. См. (Белякова 1995: 197-228).

6. Ср. также русское казак.

7. Ср. также древнеиндийское ksayati - "владеет, господствует" (Фасмер 1987б: 271).

8. См. также (Рыбаков 1994: 434).

9. Ср. также интерпретацию слова черкес - "воин" (Сахаров, Новосельцев 1997: 92).

10. Следует иметь в виду, что реальная дата народного праздника (XVI - XVII вв.) = датe, представленной в этой статье, минус 3 дня (Белякова 1995: 193). Тогда, например, Спиридон-Солнцеворот соответствует 22 декабрю (зимнему солнцестоянию).

11. Итак, адыгейское адыгэ - "адыг" означает буквально "солнечный", ср. скифское имя Колаксаис.

12. Отсюда следует, что термин казак означает "богатырь, герой" (ср. также -кса- - "народ").

ЛИТЕРАТУРА

Белякова, Г.С., 1995. Славянская мифология. Москва: Просвещение.

Вернадский, Г.В., 1996. Киевская Русь. Тверь - Москва: ЛЕАН, АГРАФ.

Галанина, Л.К., Доманский, Я.В., Смирнова, Г.И., 1981. Скифы. Путеводитель по выставке отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. Ленинград: Искусство.

Иларион, 1994. Слово о Законе и Благодати. Москва: Столица, Скрипторий.

Калоев, Б.А., Мижаев, М.И., Салакая Ш.Х., 1992. Нарты // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 199-201.

Лесков, А.М., Лапушнян, В.Л. (ред.), 1987. Шедевры древнего искусства Кубани. Art Treasures of Ancient Kuban. Москва: Министерство культуры СССР.

Лосев, А.Ф., 1992. Посейдон // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 323-4.

Мижаев М.И., 1992. Сосруко // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 464.

Раевский, Д.С., 1994. Скифский пантеон: семантика структуры // Петрухин В.Я. (ред.) Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева. Москва: Восточная Литература, с. 198-213.

Редер, Д.Г., 1992. Осирис // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 267-8.

Рыбаков, Б.А., 1987. Язычество Древней Руси. Москва: Наука.

Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва: Наука.

Рябчиков, С.В., 1998а. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Рябчиков, С.В., 1998б. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Салакая, Ш.Х., 1992. Сасрыква // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 412.

Сахаров, А.Н., Новосельцев, А.П. (ред.), 1997. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва: АСТ.

Тахо-Годи, А.А., 1991. Амазонки // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 63-4.

Токарев, С.А. (ред.), 1992. Мифы народов мира. T. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 686-7.

Топоров, В.Н., 1991a. Дадхикра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 347.

Топоров, В.Н., 1991б. Дадхьянч // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 347.

Топоров, В.Н., 1992а. Митра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 154-7.

Топоров, В.Н., 1992б. Сурья // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 477-8.

Трубачев, О.Н., 1976. О синдах и их языке // Вопросы языкознания, N 4: 39-63.

Трубачев, О.Н., 1978. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа в античное время // Вестник древней истории, N 4: 34-42.

Трубачев, О.Н., 1981. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция // Вопросы языкознания, N 2: 3-21.

Фасмер, М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. Москва: Прогресс.

Фасмер, М., 1987a. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. Москва: Прогресс.

Фасмер, М., 1987б. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. Москва: Прогресс.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.


Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 12 October 1999, updated 15 October 1999 (http://slavonicweb.chat.ru/ris.htm: the link "The Scythians, Sarmatians, Meotians, Russians and Circassians: Interpretation of the Ancient Cultures: Figure 1").

Публикация 12 октября 1999 г., добавление - 15 октября 1999 г. (http://slavonicweb.chat.ru/ris1.htm: "Скифы, сарматы, меоты, русские и адыги: интерпретация древних культур: Рисунок 1").

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 1999. Скифы, сарматы, меоты, русские и адыги: интерпретация древних культур. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl2r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 1999. The Scythians, Sarmatians, Meotians, Russians and Circassians: Interpretation of the Ancient Cultures. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl2.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru