По моему мнению, скифы и сарматы были протославянами (индоариями). Имя скифской богини, Дитагоя (Дашевская 1991: 44), состоит из двух слов, дита - "дитя; связь" (ср. древнеиндийское diti - "связанность", русское дитя) и гой, связанного с плодородием (ср. древнеиндийское gaya - "дом; семья; потомок; небо", иранское (Авеста) gaya - "жизнь"). Имя боспорского царя, Douptounos (Дуптун) (Цветаева 1979: 113), содержит скифские/сарматские слова дуп - "дуб" (ср. русское дуб) и тун - "воздух; дуть" (ср. древнеиндийское tula - "воздух", русские дуть, дуновение). Возможно, что это имя отображает культ бога неба, который сохранился в культе русского языческого бога-громовержца Перуна (1). Рассмотрим несколько скифских и боспорских имен (Щербина 1910: 281-96). Имя скифского царя, Аритарн, состоит из скифских/сарматских ар - "арий" и тарн - "огонь; конь; ношение через; спаситель; защитник; чистый; ясный"; это имя (Ари(а) тарн) означает "Арийский огонь (конь; спаситель; защитник; переход)", ср. древнеиндийские arya - "превосходный; почтенный; дорогой; господин; госпожа", tara - "огонь; конь; ношение через; спаситель; защитник; чистый; ясный", tarane - "в пересечении". Имя боспорского царя, Фарнак, включает корень фарн (ср. древнеиндийское para - "наивысший; высший; страж; хранитель") и суффикс ак, который сопоставим с русскими суффиксами ак, ек/ок. Имя боспорского царя, Котис (Кот), содержит скифское/сарматское кот - "повозка, войсковой транспорт, кош". Скифское имя Асокомас (Асо ком-) - "Яркий (солнечный) конь", ср. скифские/сарматские асо - "яркий; солнечный" и комо - "конь; лошадь", древнерусское комонь - "конь; лошадь". Имя Комосария (Комо сар-) жены боспорского царя Перисада I означает "Кобыла -- заря", ср. скифские/сарматские комо - "конь; лошадь", саря - "заря", русское заря. Имя боспорской царицы, Таргитао, сопоставимо с именем скифского/сарматского бога Таргитая. Боспорское имя Ardinzianos (Ардинзиан) (Цветаева 1979: 112) состоит из скифских/сарматских ар - "арий", дин - "день" и зиан - "сияние; свет; блеск; солнце"; это имя (Ар дин зиан) означает "Ариец (по имени) "Ясный день"", ср. древнеиндийское dina, этрусское tin- - "день" (2), русское день, скифское/сарматское со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить", русское сияние, английское shine - "свет; сияние".
Можно расшифровать несколько сарматских изображений и надписей. Я использую свой собственный метод чтения скифских (протославянских) знаков.
1. Известно, что имя боспорского царя Аспурга, записанное протославянскими знаками, изображено вместе с крестообразными и волнообразными бороздками на некоторых кирпичах боспорского города Горгиппии (современной Анапы) (3). По моему мнению, крестообразные знаки читаются как (а)я - "жизненная сила". Волнообразные знаки читаются как сарматское куп- - "вода", поскольку это слово включено в другое имя Аспурга, Рескупорид I (Ре с купор).
Рассмотрим знаки на мраморной скульптуре льва N 2 из древнего города Ольвии (Украина); ныне она в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия. Интересная комбинация сарматских знаков (Драчук 1975: таблица L) представлена на рис. 1.
Знаки стрелы/лука - солярные символы. Прежде всего, вполне возможна игра слов: ср. древнеиндийские bana - "стрела" и bhanu - "солнце". Кроме того, древнеиндийское svaru означает "стрела; солнечный свет; удар молнии; жертва"; лук или копье - солярные символы в славянских верованиях (5). Рассмотрим несколько знаков, начертанных на мраморном льве N 2 (Драчук 1975: таблица L), см. рис. 3 (в этом и других случаях я не показываю второстепенных знаков).
Рассмотрим бронзовую пряжку из древнего города Херсонеса (близ современного Севастополя, Крым, Украина) (Драчук 1975: таблица XV, рис. 1; рис. 2, 1; 143). На ней изображена пара стрел/луков, см. рис. 4.
Рассмотрим плоскую золотую сарматскую скобу, обнаруженную в Северском кургане, Северский район, Краснодарский край, Россия. Она датирована II в. до н.э., ныне в Государственном историческом музее, Москва, Россия (Анфимов 1987: 190). Три группы по четыре кружка обозначают движение солнца в течение года. Две группы, содержащие соответственно пять и шесть точек, обозначают одиннадцать месяцев (или пятый и шестой месяцы). Кроме того, на этом артефакте имеются два знака Мирового Древа, календарные полукруги с несколькими (от четырех до десяти) точками (ср. знак 12 Фестского диска), а также несколько знаков стрел. Полагаю, что эти стрелы - солярные символы.
2. Теперь можно расшифровать некоторые знаки, начертанные на мраморном льве N 2 (Драчук 1975: таблица L), см. рис. 5.
3. Необходимо скорректировать мое прочтение надписи, которое было опубликовано ранее. Рассмотрим Керченскую плиту из древнего города Пантикапея, столицы Боспорского царства (современная Керчь, Крым, Украина), ныне в Керченском историко-археологическом музее. Несколько сарматских символов, изображенных на этой плите (Драчук 1975: таблица XXXV), представлены на рис. 6.
4. Некоторые символы изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXVI), см. рис. 7.
5. Несколько символов изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXV), см. рис. 8.
Несколько символов изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXV), см. рис. 9.
6. Несколько сарматских знаков начертаны на антропоморфном надгробии из Керчи (Драчук 1975: таблица XXXI, рис. 7; 152), см. рис. 10.
Статуэтка бога Митры, убивающего быка, была обнаружена в Пантикапее (Топоров 1992б: 156, фото). На ней можно прочитать знак 23 му (ср. древнеиндийское mu - "погребальный костер"), зигзагообразный знак (знак неба и бога неба) и знаки 73 59 76 Мит(а)ра - "Митра". Митра - это иранский и индоарийский бог солнца (Топоров 1992б, 1992в). Это имя включено в имя Митридат боспорских царей (15). Имя дат- сопоставимо с древнеиндийским data - "очищенный; данный".
7. Нескольких сарматских знаков, изображенных на стене пещеры Ак-кая I, Белогорск, Крым, Украина (Драчук 1971: 31, рис. 9), представлены на рис. 11.
8. Различные знаки начертаны на мраморном льве N 1 (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 12.
Теперь необходимо скорректировать мои чтения сарматских надписей на серебряной тарелке, обнаруженной в в сарматском могильнике Жутово (Мордвинцева 2000: 145, рис. 1 и 2), см. рис. 13 - 15.
Слева от солнечной птицы, начертанной на мраморном льве, имеется слово 72 бе. Как было показано ранее, это слово сопоставимо с русским бить (корень би-), Перун - "Один, кто бьет" (имя русского языческого бога-громовержца, который соответствует скифскому богу неба Папаю/Дьяусу). Имя 08-80 Яма представлено дважды. Справа от одного из этих слов, записанного возле солнечной птицы, имеется ряд символов. Это знаки 59 а 76 Тара - "Таргитай"; знак коня, связанный со знаком 33 ра - "солнце"; символическое обозначение верхней части крыши дома, украшенной парой коней, под ним имеется другое изображение пары коней; изображение пары коней, над ним можно выделить знак 33 ра - "солнце" и знаки а 09 54 асева, ср. древнеиндийское asva - "конь". Затем я читаю знак Гой(тосира), соединенный со знаком 33 ра - "солнце". Возле этого знака имеется знак 72 бе, обозначающий бога-громовержца (бога неба). Я предполагаю, что он описывает детородную функцию неба (ср. русское дождь, древнеиндийское ja - "рожденный").
Ниже ряда знаков коней -- символов индоарийского бога Агни - "Огня" -- имеются знаки 76 80 рама и знак (определитель), изображающий голову барана (ромб с двумя "рогами"). Это слово сравнимо с древнеиндийскими remi - "баран", ramb - "ягненок". Необходимо заметить, что баран также является воплощением бога огня. Ниже знака головы барана имеются объединенные знаки 23 му - "погребальный костер" и 12 со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить". Предполагаю, что этот фрагмент сообщает о жертвоприношениях коней и скота во время скифских/сарматских погребений (История Геродота: IV).
Слово 72 01 пе-да может быть сопоставлено с древнеиндийским pada - "шаг; знак, метка"; знак солнца объединен со знаком 02 ро, ср. ра - "солнце". Знак солнца и линия, начертанная под ним, означают "связь солнца". Три более коротких линии вместе с определителем -- кривой линией -- обозначают три шага индоарийского бога Вишну, воплощенного в коне (17). Здесь записаны имена богов 59-33 Тар(а) - "Таргитай" и Гой(тосир) - "Гойтосир". Ромб ай(а) означает "жизненная сила".
Возле расшифрованных знаков, начертанных на каменном льве N 1 и показанных на рис. 12, имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 16.
Возле расшифрованных знаков, начертанных на каменном льве N 1 и показанных на рис. 12, имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 17.
Возле расшифрованных знаков, начертанных на каменном льве N 1 и показанных на рис. 12, имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 18.
На мраморном льве N 1 имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 19.
На мраморном льве N 1 имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 20.
9. Несколько знаков изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXV), см. рис. 21.
10. Рассмотрим наконечник копья, обнаруженный в Мюнхенберге, Германия (Драчук 1975: таблица XIX, 2; 149), см. рис. 22.
1. См. (Белякова 1995: 68-73).
2. См. (Рябчиков 1988: 19).
3. См. (Цветаева 1979: 65). Некоторые данные об этом царе собраны в (Цветаева 1979: 15-6).
4. Ср. русское ясный, древнеиндийское us - "светить", скифское со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить".
5. См. (Афанасьев 1996: 242-3).
6. См. (Иванов, Топоров 1992).
7. Ср. параллели в индоарийских верованиях: см. (Шилов 1990: 140-1; 1995: 180, 182).
8. См. (Иванов, Топоров 1991: 529, рис.).
9. См. (Шилов 1995: 452). На боспорской монете изображена молния (Щербина 1910: 286).
10. См. (Топоров 1991: 534; 1992а).
11. См. (Шилов 1995: 508). Ю.А. Шилов сопоставил индоарийского бога Яму с идеями "яма; могила"; ср. также мою интерпретацию скифского сюжета.
12. См. (Щербина 1910: 283, 285, 287).
13. Имя скифского царя, Агар (Щербина 1910: 285) (А гар), означает, по моему мнению, "Из огня; огненный", ср. древнеиндийское gharma - "жара", русские гореть, гарь. Интересно отметить, что имя Ас бога солнца представлено в древнерусском тексте, который записан "чертами и резами" (Рябчиков 1998: 13).
14. См. (Щербина 1910: 298).
15. См. (Щербина 1910: 287, 295).
16. См. (Дьяченко 1993: 387).
17. См. (Серебряный 1991; Шилов 1995: 201).
18. См. (Дьяченко 1993: 1098).
19. См. (Ботвинник 1992).
20. См. (Топоров 1991: 534; Шилов 1995: 365).
21. См. (Рябчиков 2000: 14, 18, 19, 21, 34).
22. См. (Усов 1997: 58).
Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство.
Афанасьев, А., 1996. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Москва: Индрик.
Белякова, Г.С., 1995. Славянская мифология. Москва: Просвещение.
Ботвинник, М.Н., 1992. Парнас // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 290-1.
Дашевская, О.Д., 1991. Поздние скифы в Крыму. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д 1-7. Москва: Наука.
Драчук, В.С., 1971. Шаг в неведомое. Симферополь: Крым.
Драчук, В.С., 1975. Системы знаков Северного Причерноморья (Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры). Киев: Наукова думка.
Дьяченко, Г., 1993. Полный церковно-славянский словарь. Москва: Издательский отдел Московского Патриархата.
Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1991. Индоевропейская мифология // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 527-33.
Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1992. Рарог // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 368.
Мордвинцева, В.И., 2000. Набор серебряной посуды из сарматского могильника Жутово // Российская археология, N 1: 144-53.
Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва: Наука.
Рябчиков, С.В., 1998. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
Рябчиков, С.В., 2000. Тмутараканские граффити. Краснодар: Стиль.
Серебряный, С.Д., 1991. Вишну // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 238-9.
Топоров, В.Н., 1991. Индра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 533-5.
Топоров, В.Н., 1992а. Сома // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 462-3.
Топоров, В.Н., 1992б. Митра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 154-7.
Топоров, В.Н., 1992в. Митра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 157-8.
Усов, В.В. (ред.), 1997. Русский народный православный календарь. Т. 2. Москва: МСП.
Цветаева, Г.А., 1979. Боспор и Рим. Москва: Наука.
Шилов, Ю.А., 1990. Космические тайны курганов. Москва: Молодая гвардия.
Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.
Щербина, Ф.А., 1910. История Кубанского казачьего войска. Т. 1. Екатеринодар.
Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 24 May 2001; revised 6 August 2001 (the interpretation of the name Pharnak).
Публикация 24 мая 2001 г.; пересмотрена 6 августа 2001 г. (интерпретация имени Фарнак).
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 2001. Интерпретация нескольких
сарматских изображений и надписей. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl30r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 2001. The Interpretation of Some Sarmatian Motifs
and Inscriptions. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl30.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com