English version

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕСКОЛЬКИХ САРМАТСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И НАДПИСЕЙ

Сергей В. Рябчиков

По моему мнению, скифы и сарматы были протославянами (индоариями). Имя скифской богини, Дитагоя (Дашевская 1991: 44), состоит из двух слов, дита - "дитя; связь" (ср. древнеиндийское diti - "связанность", русское дитя) и гой, связанного с плодородием (ср. древнеиндийское gaya - "дом; семья; потомок; небо", иранское (Авеста) gaya - "жизнь"). Имя боспорского царя, Douptounos (Дуптун) (Цветаева 1979: 113), содержит скифские/сарматские слова дуп - "дуб" (ср. русское дуб) и тун - "воздух; дуть" (ср. древнеиндийское tula - "воздух", русские дуть, дуновение). Возможно, что это имя отображает культ бога неба, который сохранился в культе русского языческого бога-громовержца Перуна (1). Рассмотрим несколько скифских и боспорских имен (Щербина 1910: 281-96). Имя скифского царя, Аритарн, состоит из скифских/сарматских ар - "арий" и тарн - "огонь; конь; ношение через; спаситель; защитник; чистый; ясный"; это имя (Ари(а) тарн) означает "Арийский огонь (конь; спаситель; защитник; переход)", ср. древнеиндийские arya - "превосходный; почтенный; дорогой; господин; госпожа", tara - "огонь; конь; ношение через; спаситель; защитник; чистый; ясный", tarane - "в пересечении". Имя боспорского царя, Фарнак, включает корень фарн (ср. древнеиндийское para - "наивысший; высший; страж; хранитель") и суффикс ак, который сопоставим с русскими суффиксами ак, ек/ок. Имя боспорского царя, Котис (Кот), содержит скифское/сарматское кот - "повозка, войсковой транспорт, кош". Скифское имя Асокомас (Асо ком-) - "Яркий (солнечный) конь", ср. скифские/сарматские асо - "яркий; солнечный" и комо - "конь; лошадь", древнерусское комонь - "конь; лошадь". Имя Комосария (Комо сар-) жены боспорского царя Перисада I означает "Кобыла -- заря", ср. скифские/сарматские комо - "конь; лошадь", саря - "заря", русское заря. Имя боспорской царицы, Таргитао, сопоставимо с именем скифского/сарматского бога Таргитая. Боспорское имя Ardinzianos (Ардинзиан) (Цветаева 1979: 112) состоит из скифских/сарматских ар - "арий", дин - "день" и зиан - "сияние; свет; блеск; солнце"; это имя (Ар дин зиан) означает "Ариец (по имени) "Ясный день"", ср. древнеиндийское dina, этрусское tin- - "день" (2), русское день, скифское/сарматское со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить", русское сияние, английское shine - "свет; сияние".

Можно расшифровать несколько сарматских изображений и надписей. Я использую свой собственный метод чтения скифских (протославянских) знаков.

1. Известно, что имя боспорского царя Аспурга, записанное протославянскими знаками, изображено вместе с крестообразными и волнообразными бороздками на некоторых кирпичах боспорского города Горгиппии (современной Анапы) (3). По моему мнению, крестообразные знаки читаются как (а)я - "жизненная сила". Волнообразные знаки читаются как сарматское куп- - "вода", поскольку это слово включено в другое имя Аспурга, Рескупорид I (Ре с купор).

Рассмотрим знаки на мраморной скульптуре льва N 2 из древнего города Ольвии (Украина); ныне она в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Россия. Интересная комбинация сарматских знаков (Драчук 1975: таблица L) представлена на рис. 1.

aspr1.gif
Рис. 1.
Этот фрагмент начинается и оканчивается знаками стрелы/лука. Затем представлено слово 12-59-33 сотара - "старец; лидер; вождь", это царский эпитет. Затем записаны слово 80 33 мара и стандартная форма имени боспорского царя Аспурга, Ас - "Ясный" (4), вместе со словом 33 ра - "солнце" (т.е. Рескупорид). Слово 33 ра - "солнце" и символ солнца записаны среди других сарматских знаков на мраморной скульптуре льва N 1 из Ольвии, ныне она в Эрмитаже (Драчук 1975: таблица XLV), см. рис. 2.

sunsol.gif
Рис. 2.
Полагаю, что надпись, представленная на рис. 1, сообщает о смерти царя Аспурга, ср. древнеиндийское mr - "умирать; убивать", русские умирать, мертвый.

Знаки стрелы/лука - солярные символы. Прежде всего, вполне возможна игра слов: ср. древнеиндийские bana - "стрела" и bhanu - "солнце". Кроме того, древнеиндийское svaru означает "стрела; солнечный свет; удар молнии; жертва"; лук или копье - солярные символы в славянских верованиях (5). Рассмотрим несколько знаков, начертанных на мраморном льве N 2 (Драчук 1975: таблица L), см. рис. 3 (в этом и других случаях я не показываю второстепенных знаков).

arrow1.gif
Рис. 3.
Я выделил знак коня/птицы, ср. древнеиндийское vi - "конь; птица", знак стрелы/лука и знаки 33-33 рар (корень ра - "солнце" + суффикс р) - "солнечный". Это слово зарегистрировано на серебряном кубке, который был обнаружен в сарматском могильнике Жутово. Слово рар сопоставимо с именем Рарог - "огненная птица" славянской мифологии, чешским raroh - "сокол" (6). Более того, название Поламрар (Полам Рар) упомянуто в русском заговоре "Молитва на прогнание от всякого зла". Считаю, что скифское/сарматское ра - "солнце; бог солнца" произошло от имени древнеегипетского бога солнца Ра, ср. также русские радуга < *ра дуга - "солнечная дуга", заря < *са ра - "солнце (светит)", древнеиндийские ravi - "солнце; бог солнца" < *ra vi - "солярная птица/конь", surya - "солнце; бог солнца" < su rya (= ra) - "создатель -- солнце".

Рассмотрим бронзовую пряжку из древнего города Херсонеса (близ современного Севастополя, Крым, Украина) (Драчук 1975: таблица XV, рис. 1; рис. 2, 1; 143). На ней изображена пара стрел/луков, см. рис. 4.

arrow2.gif
Рис. 4.
Полагаю, что эти знаки являются солярными символами.

Рассмотрим плоскую золотую сарматскую скобу, обнаруженную в Северском кургане, Северский район, Краснодарский край, Россия. Она датирована II в. до н.э., ныне в Государственном историческом музее, Москва, Россия (Анфимов 1987: 190). Три группы по четыре кружка обозначают движение солнца в течение года. Две группы, содержащие соответственно пять и шесть точек, обозначают одиннадцать месяцев (или пятый и шестой месяцы). Кроме того, на этом артефакте имеются два знака Мирового Древа, календарные полукруги с несколькими (от четырех до десяти) точками (ср. знак 12 Фестского диска), а также несколько знаков стрел. Полагаю, что эти стрелы - солярные символы.

2. Теперь можно расшифровать некоторые знаки, начертанные на мраморном льве N 2 (Драчук 1975: таблица L), см. рис. 5.

aspr2.gif
Рис. 5.
Верхний ряд знаков содержит знаки 23-33 мура, ср. древнеиндийское mura - "мчащийся; бросающийся; стремительный, порывистый, бурный", символическая фигура кабана и ромб ай(а), разделенный на две части, ср. хеттское eia - "Мировое Древо", древнеиндийское ayus - "жизнь; жизненная сила; мощь; долгая жизнь", русское яйцо, немецкое Ei - "яйцо". По моему мнению, эта запись описывает творение Вселенной индоарийским богом Праджапати, воплощенным в кабане (7). Затем изображен знак солнца. Затем представлены знак 33 ра - "солнце", свастика, обозначающая здесь небо и землю, а также знак 80 ма - "солнечный; солнце". Затем можно прочитать слово 72-80 пе-ма, ср. древнеиндийское bhama - "свет; яркость", вместе с двумя знаками солнца и слово 59-33 Тар(а) - "бог Таргитай = Индра". Два солнца символизируют братьев-близнецов Агни и Индру. Теперь можно понять другие знаки этого рисунка. Знак 12 со, вписанный в знак солнца, читается как скифское со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить" . Знаки 08-12 асо и знак грома (ср. древнеиндийское purvi - "восход солнца; восток; солнце", русское бурый, английское burn - "жечь"; древнеиндийское puray - "лить", русское буря) передают имя Аспург. Два слова 12-59 сата, которые окружают это имя, сопоставимы с древнеиндийскими sata - "свет; сияние; приобретенный; полученный; подарок; изобилие", satana - "продолжение рода". Кроме того, представлены знак 33 ра - "солнце" и определитель, знак солнца. Знаки 12 72 59 могут быть прочитаны как со пата - "движение солнца", ср. древнеиндийское patana - "полет; удар стрелы". Слова 12 46 со (а)я означают "солнце -- жизненная сила", а слово 05 джа означает "рожденный", ср. древнеиндийское ja - "рожденный".

3. Необходимо скорректировать мое прочтение надписи, которое было опубликовано ранее. Рассмотрим Керченскую плиту из древнего города Пантикапея, столицы Боспорского царства (современная Керчь, Крым, Украина), ныне в Керченском историко-археологическом музее. Несколько сарматских символов, изображенных на этой плите (Драчук 1975: таблица XXXV), представлены на рис. 6.

sixsun.gif
Рис. 6.
Колесо с шестью спицами - символ солнца; иногда такой символ изображен вместе с парой коней в произведениях индоевропейского искусства (8). По мнению Б.А. Рыбакова (1994: 297), громовой знак, имеющий шесть лучей, связан не только с солнцем, но также с небом и повелителем неба в славянских верованиях. Слова 12 46 со (а)я означает "солнце -- жизненная сила". Два знака 12 со - "солнце", которые окружают ромб ай(а), - вариант выражения "солнце -- жизненная сила".

4. Некоторые символы изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXVI), см. рис. 7.

horsuns.gif
Рис. 7.
Слово 46 (а)я означает "жизненная сила". Три знака солнца изображают солнце или бога солнца Индру на третьем небе. Солярный знак, изображающий пару коней, объединен со знаками 12 54 33 совара, ср. древнеиндийское svaru - "стрела; солнечный свет; удар молнии; жертва". Рядом со знаком свастики (солнца) имеются следующие знаки (слова): слово 67 80 гима - "зима" (ср. древнеиндийское hima - "зима; холодный сезон"), возможно, это имя скифской богини Аргимпасы или скифского бога Тагимасада; слово 59 72 тапе, это - имя скифской верховной богини солнца Табити; слово 01 да (ср. древнеиндийское da - "дающий; подарок; жара") вместе с другой парой коней и знаком коня вместе со словом 46 (а)я - "жизненная сила"; два знака 12 со - "солнце", которые окружают ромб ай(а) - "жизненная сила".

5. Несколько символов изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXV), см. рис. 8.

goito1.gif
Рис. 8.
Знак скифского бога Гойтосира записан вместе со знаком солнца. Известно, что славяне принимали участие в фаллических культах (Рыбаков 1994: 36, 39, рис., 41, рис.).

Несколько символов изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXV), см. рис. 9.

goito2.gif
Рис. 9.
И вновь, имя бога Гойтосира записано вместе со знаком солнца. Другой знак солнца записан возле знака стрелы/лука (это солярный символ). Знаки 59 01 читаются как тада, ср. древнеиндийское tada - "гора; бьющий" (эти знаки могут быть прочитаны и как 01 59 дата, ср. древнеиндийское data - "очищенный; данный"). Два знака 12 со - "солнце", которые окружают знак 46 (а)я - "жизненная сила", означает "солнце -- жизненная сила". Слово 72 76 читается как пара, ср. древнеиндийское para - "наивысший; высший; страж; хранитель"; слово 12 80 читается как сома, ср. древнеиндийское soma - "эликсир". Зигзаг, включенный в знак солнца, - это символ бога неба (грозы) (9). Очевидно, что полученная здесь информация соотносится с индоарийской мифологией (10).

6. Несколько сарматских знаков начертаны на антропоморфном надгробии из Керчи (Драчук 1975: таблица XXXI, рис. 7; 152), см. рис. 10.

stabur.gif
Рис. 10.
Для того, чтобы понять значение нижнего знака, линии, исследуем записанное с помощью письменности имя Радамсада. Этот знак изображает линию (Драчук 1975: 66; таблица III, 3). Поскольку имя Радамсад содержит слово ра - "солнце", линия может быть связана только с другой частью этого имени, дамасад. Полагаю, что это слово сад, ср. древнеиндийское sathan - "соединение", c другой стороны, слово дама сопоставимо с древнеиндийскими dam - "кроткий", damita - "смирный". Считаю, что этот царь выбрал свое имя в связи с кольцеобразным (почти полным) солнечным затмением 27 июля 306 г. н.э. (я использовал компьютерную программу RedShift 2); он правил с 308 по 320 г. н.э. В этом случае имя Ра дам Сад означает "Спокойное солнце (из-за хтонического бога) (Та Гима) Сада". Быть может, бог Та Гима Сад - "Это зима -- соединение (Яма)" - другое имя индоарийского бога (царя мертвых) Ямы, ср. скифское сад - "соединение", древнеиндийское yama - "близнец" (11); русские близнец, близкий. Имя Перисад (12) (Пери Сад) нескольких боспорских царей содержит сарматские пер- - "брать; нести; отнимать" и Сад (Та Гима Сад). Теперь можно начать чтение надписи на надгробии. Знаки линии и солнца означают "связь солнца". Знак 08 читается как а, ср. древнеиндийское a - "из"; таким образом, это слово и знак солнца (скифское/сарматское со, ра - "солнце") дают слово асо - "солнечный" (букв. "из солнца"), ср. русское ясный (13). Знак 67 ги может быть сокращением скифских/сарматских гип- - "хранить; умирать; мертвый", Та Гима Сад - "имя хтонического бога". Слово 12 54 сова, соединенное с зигзагообразным знаком (символом неба и бога неба), сопоставимо с древнеиндийским sva - "человеческая душа; связь". Слово 23 му сопоставимо с древнеиндийским mu - "погребальный костер"; слово 54 ва сопоставимо с древнеиндийским va - "местопребывание; проживание; жилище". Эти слова могут дать богатую информацию относительно скифских/сарматских погребальных обрядов. Знак трезубца, герб Боспорского царства, а также знак солнца указывают на то, что здесь представлено имя родственника царя (или царя). Это имя 59 Та, ср. древнеиндийское ta - "хвост; грудь; бок; воин; вор", скифское те, связанное со значениями "огонь; жар; зной; блеск; плавить; таять". Эти данные должны быть использованы с большой осторожностью. Я предпочитаю интерпретировать это слово в качестве имени родственника царя, хотя выбор имени боспорского царя, Теиранес (14) (Теи ра-н - "Солнечный свет"), который правил в III в. н.э., может быть правильным решением.

Статуэтка бога Митры, убивающего быка, была обнаружена в Пантикапее (Топоров 1992б: 156, фото). На ней можно прочитать знак 23 му (ср. древнеиндийское mu - "погребальный костер"), зигзагообразный знак (знак неба и бога неба) и знаки 73 59 76 Мит(а)ра - "Митра". Митра - это иранский и индоарийский бог солнца (Топоров 1992б, 1992в). Это имя включено в имя Митридат боспорских царей (15). Имя дат- сопоставимо с древнеиндийским data - "очищенный; данный".

7. Нескольких сарматских знаков, изображенных на стене пещеры Ак-кая I, Белогорск, Крым, Украина (Драчук 1971: 31, рис. 9), представлены на рис. 11.

targoi.gif
Рис. 11.
Этот фрагмент читается как 59-33 Гой(тосир)-33 33-33 Тар(а) Гой(тосир)-ра рар(а) - "(Бог) Таргитай, (бог) Гойтосир-солнце, солнечный".

8. Различные знаки начертаны на мраморном льве N 1 (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 12.

infmuch.gif
Рис. 12.
Знак 12 со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить" записан вместе со знаком птицы. Эта солнечная птица представлена возле знака солнца, связанного со словом 01 01 01 дадада, ср. древнеиндийское dadadas - "гром". Справа от солнечной птицы имеется слово а-76, т.е. ара. Полагаю, что это слово означает "орел" (ср. скифское ор-ик ("орленок"), готское ara, хеттское haras, литовское arelis - "орел", русское орел, греческое орнис - "птица"), которое могло произойти от древнеиндийских ara - "быстрый" (16) или arjuna - "белый; светлый".

Теперь необходимо скорректировать мои чтения сарматских надписей на серебряной тарелке, обнаруженной в в сарматском могильнике Жутово (Мордвинцева 2000: 145, рис. 1 и 2), см. рис. 13 - 15.

teller1.gif
Рис. 13.

teller2.gif
Рис. 14.

teller3.gif
Рис. 15.
Надпись, представленная на рис. 12, читается как а 76 01 ара да - "орел-гора/жара", ср. древнеиндийское da - "гора; жара". Знаки а и 76 ра, представленные на рис. 14 и 15, дают слово ара - "орел".

Слева от солнечной птицы, начертанной на мраморном льве, имеется слово 72 бе. Как было показано ранее, это слово сопоставимо с русским бить (корень би-), Перун - "Один, кто бьет" (имя русского языческого бога-громовержца, который соответствует скифскому богу неба Папаю/Дьяусу). Имя 08-80 Яма представлено дважды. Справа от одного из этих слов, записанного возле солнечной птицы, имеется ряд символов. Это знаки 59 а 76 Тара - "Таргитай"; знак коня, связанный со знаком 33 ра - "солнце"; символическое обозначение верхней части крыши дома, украшенной парой коней, под ним имеется другое изображение пары коней; изображение пары коней, над ним можно выделить знак 33 ра - "солнце" и знаки а 09 54 асева, ср. древнеиндийское asva - "конь". Затем я читаю знак Гой(тосира), соединенный со знаком 33 ра - "солнце". Возле этого знака имеется знак 72 бе, обозначающий бога-громовержца (бога неба). Я предполагаю, что он описывает детородную функцию неба (ср. русское дождь, древнеиндийское ja - "рожденный").

Ниже ряда знаков коней -- символов индоарийского бога Агни - "Огня" -- имеются знаки 76 80 рама и знак (определитель), изображающий голову барана (ромб с двумя "рогами"). Это слово сравнимо с древнеиндийскими remi - "баран", ramb - "ягненок". Необходимо заметить, что баран также является воплощением бога огня. Ниже знака головы барана имеются объединенные знаки 23 му - "погребальный костер" и 12 со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить". Предполагаю, что этот фрагмент сообщает о жертвоприношениях коней и скота во время скифских/сарматских погребений (История Геродота: IV).

Слово 72 01 пе-да может быть сопоставлено с древнеиндийским pada - "шаг; знак, метка"; знак солнца объединен со знаком 02 ро, ср. ра - "солнце". Знак солнца и линия, начертанная под ним, означают "связь солнца". Три более коротких линии вместе с определителем -- кривой линией -- обозначают три шага индоарийского бога Вишну, воплощенного в коне (17). Здесь записаны имена богов 59-33 Тар(а) - "Таргитай" и Гой(тосир) - "Гойтосир". Ромб ай(а) означает "жизненная сила".

Возле расшифрованных знаков, начертанных на каменном льве N 1 и показанных на рис. 12, имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 16.

thundg.gif
Рис. 16.
Здесь знак 72 бе связан с богом-громовержцем (богом неба); он включен в трехстороннюю свастику, которая, по моему мнению, является другим символом (третьего неба?) грома и бога-громовержца (бога неба).

Возле расшифрованных знаков, начертанных на каменном льве N 1 и показанных на рис. 12, имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 17.

kolsn.gif
Рис. 17.
Этот фрагмент содержит вариант знака грома, рассмотренный выше, и громовую стрелу, а также слово 33-33 рар(а) - "солнечный", зигзагообразный знак (молния; бог неба Дьяус/Папай) в комбинации со знаками 76 59 рата, ср. древнеиндийское ratha - "колесница; повозка; герой". Индоарийский бог Индра - не только божество солнца, но и бог-громовержец; он скачет на коне или едет в золотой колеснице по небу. Согласно "Ригведе" (2.12), кони и все колесницы находятся под его высшим руководством. Слово рар - "солнечный" соответствует славянской огненной птице (соколу) Рарогу; кроме того, этот бог, известный как Рарашек, Рарах, олицетворяет бурю и вихрь (18).

Возле расшифрованных знаков, начертанных на каменном льве N 1 и показанных на рис. 12, имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 18.

ragrms.gif
Рис. 18.
Зигзагообразный знак соединен со знаком 33 ра - "солнце".

На мраморном льве N 1 имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 19.

zigzag1.gif
Рис. 19.
Зигзагообразный знак соединен со знаком 72 бе, который имеет отношение к богу-громовержцу (богу неба).

На мраморном льве N 1 имеются знаки (Драчук 1975: таблица XLIV), см. рис. 20.

zigzag2.gif
Рис. 20.
Зигзагообразный знак соединен со знаком 59 та, ср. древнеиндийское ta - "воин", скифское те, связанное со значениями "огонь; жар; зной; блеск; плавить; таять".

9. Несколько знаков изображены на Керченской плите (Драчук 1975: таблица XXXV), см. рис. 21.

malta.gif
Рис. 21.
Ключ к этому фрагменту - пять линий. Полагаю, что эта надпись посвящена скифскому/сарматскому богу огня Агни, который связан с числом пять. Слово 72-33 записано трижды и читается как пара, ср. древнеиндийское para - "наивысший; высший; страж; хранитель". Слово 23 му сравнимо с древнеиндийским mu - "погребальный костер"; слово 01 да сравнимо с древнеиндийским da - "дающий; подарок; жара". Возле этих знаков имеется знак, который напоминает мальтийский крест. По мнению Б.А. Рыбакова (1994: 336-7), это знак плодородия, символ плодовитости скота. Ниже этого символа (ромба ай(а) и четырех треугольников = четырех сезонов, двенадцати месяцев) представлены следующие слова: зигзагообразный знак и слово 33 ра - "солнце", а также слово 12-59 сата, ср. древнеиндийские sata - "свет; сияние; приобретенный; полученный; подарок; изобилие", satana - "продолжение рода". Справа от "мальтийского креста" имеются знаки 12 а 76 05, т.е. со ара джа - "солнце-орел -- рожденный", ср. также древнеиндийское arjuna - "белый; светлый". Это сообщение может относиться к орлу Супарне (ср. древнеиндийские su - "создавать; производить", para - "наивысший; высший; страж; хранитель", греческое Parnassos (19) - "Парнас - гора, где живут Аполлон -- "Младший" или "Наивысший/Высший" -- и музы), который приносит эликсир сому индоарийскому богу Индре перед его сражением со змееподобным Вритрой (20). Знак солнца и знак 33 ра - "солнце" оканчиваются знаком, который напоминает рогатое животное, ср. знаки "бык/корова", зарегистрированные на тмутараканских граффити (21). Следует иметь в виду, что пять и шесть точек, представленные на золотой плоской сарматской скобе, могут обозначать соответственно бога огня и бога неба (бога-громовержца).

10. Рассмотрим наконечник копья, обнаруженный в Мюнхенберге, Германия (Драчук 1975: таблица XIX, 2; 149), см. рис. 22.

spear.gif
Рис. 22.
На левом рисунке я распознал слово 59 та, ср. древнеиндийское ta - "воин", скифское те, связанное со значениями "огонь; жар; зной; блеск; плавить; таять", а также слово 33-33 рар(а) - "солнечный; (Рарог)". Каждое слово соотносится со знаком солнца. На правом рисунке я распознал слово 59 та с шестью точками (это слово соотносится со знаком солнца); знак грома с девятью точками и свастика (солнце) с двенадцатью точками (оба знака соотносятся со знаками солнца). Таким образом, шестой месяц (22 июня, летнее солнцестояние) -- "Воин-Огонь" -- назван в честь бога Индры/Таргитая, ср. также имя Thor бога-громовержца скандинавской мифологии. Возможно, что день Дорофея -- 5 июня по православному календарю (22) -- заменяет древний праздник бога Таргитая; ночь на Дорофея, по народной примете, светлая. Девятый месяц (22 сентября; осеннее равноденствие) назван в честь бога неба Папая/Дьяуса, ср. русское бабье лето. Предполагаю, что название Перетий какого-то месяца боспорского календаря (Щербина 1910: 296) - это на самом деле Пере(н)/Тый - "Бог неба Перун/Дый = сентябрь" или Пере Тый - "Бог неба Дый несет, отнимает = сентябрь". Таким образом, копье в качестве солнечного/громового символа соотносится с божествами солнца и грома.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. (Белякова 1995: 68-73).

2. См. (Рябчиков 1988: 19).

3. См. (Цветаева 1979: 65). Некоторые данные об этом царе собраны в (Цветаева 1979: 15-6).

4. Ср. русское ясный, древнеиндийское us - "светить", скифское со - "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить".

5. См. (Афанасьев 1996: 242-3).

6. См. (Иванов, Топоров 1992).

7. Ср. параллели в индоарийских верованиях: см. (Шилов 1990: 140-1; 1995: 180, 182).

8. См. (Иванов, Топоров 1991: 529, рис.).

9. См. (Шилов 1995: 452). На боспорской монете изображена молния (Щербина 1910: 286).

10. См. (Топоров 1991: 534; 1992а).

11. См. (Шилов 1995: 508). Ю.А. Шилов сопоставил индоарийского бога Яму с идеями "яма; могила"; ср. также мою интерпретацию скифского сюжета.

12. См. (Щербина 1910: 283, 285, 287).

13. Имя скифского царя, Агар (Щербина 1910: 285) (А гар), означает, по моему мнению, "Из огня; огненный", ср. древнеиндийское gharma - "жара", русские гореть, гарь. Интересно отметить, что имя Ас бога солнца представлено в древнерусском тексте, который записан "чертами и резами" (Рябчиков 1998: 13).

14. См. (Щербина 1910: 298).

15. См. (Щербина 1910: 287, 295).

16. См. (Дьяченко 1993: 387).

17. См. (Серебряный 1991; Шилов 1995: 201).

18. См. (Дьяченко 1993: 1098).

19. См. (Ботвинник 1992).

20. См. (Топоров 1991: 534; Шилов 1995: 365).

21. См. (Рябчиков 2000: 14, 18, 19, 21, 34).

22. См. (Усов 1997: 58).

ЛИТЕРАТУРА

Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство.

Афанасьев, А., 1996. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Москва: Индрик.

Белякова, Г.С., 1995. Славянская мифология. Москва: Просвещение.

Ботвинник, М.Н., 1992. Парнас // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 290-1.

Дашевская, О.Д., 1991. Поздние скифы в Крыму. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д 1-7. Москва: Наука.

Драчук, В.С., 1971. Шаг в неведомое. Симферополь: Крым.

Драчук, В.С., 1975. Системы знаков Северного Причерноморья (Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры). Киев: Наукова думка.

Дьяченко, Г., 1993. Полный церковно-славянский словарь. Москва: Издательский отдел Московского Патриархата.

Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1991. Индоевропейская мифология // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 527-33.

Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1992. Рарог // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 368.

Мордвинцева, В.И., 2000. Набор серебряной посуды из сарматского могильника Жутово // Российская археология, N 1: 144-53.

Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва: Наука.

Рябчиков, С.В., 1998. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Рябчиков, С.В., 2000. Тмутараканские граффити. Краснодар: Стиль.

Серебряный, С.Д., 1991. Вишну // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 238-9.

Топоров, В.Н., 1991. Индра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 533-5.

Топоров, В.Н., 1992а. Сома // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 462-3.

Топоров, В.Н., 1992б. Митра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 154-7.

Топоров, В.Н., 1992в. Митра // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 157-8.

Усов, В.В. (ред.), 1997. Русский народный православный календарь. Т. 2. Москва: МСП.

Цветаева, Г.А., 1979. Боспор и Рим. Москва: Наука.

Шилов, Ю.А., 1990. Космические тайны курганов. Москва: Молодая гвардия.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.

Щербина, Ф.А., 1910. История Кубанского казачьего войска. Т. 1. Екатеринодар.


Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 24 May 2001; revised 6 August 2001 (the interpretation of the name Pharnak).

Публикация 24 мая 2001 г.; пересмотрена 6 августа 2001 г. (интерпретация имени Фарнак).

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2001. Интерпретация нескольких сарматских изображений и надписей. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl30r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2001. The Interpretation of Some Sarmatian Motifs and Inscriptions. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl30.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru