Картинка и слова представлены на фрагменте тмутараканской амфоры (частная коллекция), см. рис. 1. Он сильно поврежден.
Князь Всеслав скрывался в Тмутаракани с 1069 по 1071 гг. (Захаров 1976: 294). Согласно древнерусскому произведению "Слово о полку Игореве", этот князь обращался в волка. Я доказал, что вещий Боян, автор былин, создал былину "Волх Всеславьевич", т.е. "Волхв Всеславьевич [Всеслав]" (Рябчиков 2000: 13). В ней сообщается, что волхв Всеславьевич [Всеслав] обращался в ясного сокола, волка, тура - золотые рога.
В соответствии с "Историей" Геродота (Книга IV), невры (скифы, предки славян) были колдунами, т.к. они могли обращаться в волков. Сюжет, передающий превращение волка в человека, зарегистрирован в индоарийском искусстве (Шилов 1995: 231). Идея "шаман сильнее воина" отображена в некоторых древних поэмах; герои обращаются в корову, быка, коня, волка, кабана, барса (Абаев 1994: 12, 14). Та же идея полуколдуна-полувоина имеет отношение к образу Всеслава.
Почему имя преподобного Никона записано на этом фрагменте? Известно, что он поддержал борьбу с язычеством и собрал подобные сообщения, включенные позже в "Повесть временных лет" в разделе за 1071 г. (Приселков 1996: 69-70). Предполагаю, что он критиковал колдовство Всеслава. Певец Боян сказал, что князь не избежит Божьего суда, согласно "Слову о полку Игореве". Поскольку Боян жил в Тмутаракани (Козловский 1928), он мог быть осведомлен о точке зрения преподобного Никона. Следует иметь в виду, что автограф вещего Бояна начертан на фрагменте тмутараканской амфоры (Рябчиков 2000: 13).
Заключаю, что сюжет, изображенный на рис. 1, тесно связан с творчеством Бояна. Возможно, что рисунок и текст, исследованные выше, выполнены рукой этого певца.
Абаев, В.И., 1994. "Шаман сильнее воина" // Петрухин В.Я. (ред.) Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева. Москва: Восточная Литература, с. 11-9.
Захаров, В.А., 1976. Что означает "… до куръ Тмутороканя" в "Слове о полку Игореве"? // "Слово о полку Игореве" и памятники древнерусской литературы. Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXI. Ленинград: Наука, с. 291-5.
Иванов, В.В., 1991. Верх и низ // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 233-4.
Козловский, И.П., 1928. Тмутаракань и Таматарха-Матарха-Тамань // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Т. 2, с. 58-72.
Приселков, М.Д., 1996. История русского летописания XI - XV вв. Санкт-Петербург: Издательство "Дмитрий Буланин".
Рябчиков, С.В., 2000. Тмутараканские граффити. Краснодар: Стиль.
Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.
Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 9 July 2001.
Публикация 9 июля 2001 г.
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 2001. Преподобный Никон и князь
Всеслав: сюжет на фрагменте тмутараканской амфоры.
"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl31r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 2001. Saint Nikon and Prince Vseslav:
A Plot on the Fragment of a Tmutarakan' Amphora.
"THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl31.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com