English version

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН И КНЯЗЬ ВСЕСЛАВ: СЮЖЕТ НА ФРАГМЕНТЕ ТМУТАРАКАНСКОЙ АМФОРЫ

Сергей В. Рябчиков

Картинка и слова представлены на фрагменте тмутараканской амфоры (частная коллекция), см. рис. 1. Он сильно поврежден.

wlvs.gif
Рис. 1.
Рисунок церкви находится над рисунком волка. Слово ник записано возле знака церкви. Слово всеслв записано возле знака волка. Полагаю, что Ник - это имя преподобного Никона Киево-Печерского и Тмутараканского, а Всеслв - имя князя Всеслава Полоцкого. Храм может обозначать тмутараканский монастырь преподобного Никона. Противопоставление верха и низа соответствует здесь противопоставлению преподобного Никона и князя Всеслава. Следует отметить, что противопоставление верха и низа - это противопоставление рая и ада в представлениях европейского средневековья (Иванов 1991: 234).

Князь Всеслав скрывался в Тмутаракани с 1069 по 1071 гг. (Захаров 1976: 294). Согласно древнерусскому произведению "Слово о полку Игореве", этот князь обращался в волка. Я доказал, что вещий Боян, автор былин, создал былину "Волх Всеславьевич", т.е. "Волхв Всеславьевич [Всеслав]" (Рябчиков 2000: 13). В ней сообщается, что волхв Всеславьевич [Всеслав] обращался в ясного сокола, волка, тура - золотые рога.

В соответствии с "Историей" Геродота (Книга IV), невры (скифы, предки славян) были колдунами, т.к. они могли обращаться в волков. Сюжет, передающий превращение волка в человека, зарегистрирован в индоарийском искусстве (Шилов 1995: 231). Идея "шаман сильнее воина" отображена в некоторых древних поэмах; герои обращаются в корову, быка, коня, волка, кабана, барса (Абаев 1994: 12, 14). Та же идея полуколдуна-полувоина имеет отношение к образу Всеслава.

Почему имя преподобного Никона записано на этом фрагменте? Известно, что он поддержал борьбу с язычеством и собрал подобные сообщения, включенные позже в "Повесть временных лет" в разделе за 1071 г. (Приселков 1996: 69-70). Предполагаю, что он критиковал колдовство Всеслава. Певец Боян сказал, что князь не избежит Божьего суда, согласно "Слову о полку Игореве". Поскольку Боян жил в Тмутаракани (Козловский 1928), он мог быть осведомлен о точке зрения преподобного Никона. Следует иметь в виду, что автограф вещего Бояна начертан на фрагменте тмутараканской амфоры (Рябчиков 2000: 13).

Заключаю, что сюжет, изображенный на рис. 1, тесно связан с творчеством Бояна. Возможно, что рисунок и текст, исследованные выше, выполнены рукой этого певца.

ЛИТЕРАТУРА

Абаев, В.И., 1994. "Шаман сильнее воина" // Петрухин В.Я. (ред.) Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева. Москва: Восточная Литература, с. 11-9.

Захаров, В.А., 1976. Что означает "… до куръ Тмутороканя" в "Слове о полку Игореве"? // "Слово о полку Игореве" и памятники древнерусской литературы. Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXI. Ленинград: Наука, с. 291-5.

Иванов, В.В., 1991. Верх и низ // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 233-4.

Козловский, И.П., 1928. Тмутаракань и Таматарха-Матарха-Тамань // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Т. 2, с. 58-72.

Приселков, М.Д., 1996. История русского летописания XI - XV вв. Санкт-Петербург: Издательство "Дмитрий Буланин".

Рябчиков, С.В., 2000. Тмутараканские граффити. Краснодар: Стиль.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.


Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 9 July 2001.

Публикация 9 июля 2001 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2001. Преподобный Никон и князь Всеслав: сюжет на фрагменте тмутараканской амфоры. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl31r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2001. Saint Nikon and Prince Vseslav: A Plot on the Fragment of a Tmutarakan' Amphora. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl31.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru