English version

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

О СКИФСКИХ И САРМАТСКИХ ТЕКСТАХ, ЗАПИСАННЫХ ГРЕЧЕСКИМИ БУКВАМИ

Сергей В. Рябчиков

Рассмотрим несколько скифских и сарматских надписей, выполненных греческими буквами. Первый артефакт был опубликован на сайте Одесского нумизматического музея (http://www.museum.com.ua/editing/period1/index.html) в 2001 г. (Одесса, Украина). Это скифская фигурка дельфина из Ольвии, датированная V в. до н.э. Слово читается как ARICO. По древнегреческим верованиям, дельфин доставляет Амфитриту, богиню моря, к ее супругу, богу моря Посейдону (Тахо-Годи 1991). Амфитрита (букв. "Возле Триты" (1)) – одна из нереид, следовательно, она той же природы, что и славянские русалки. Кроме того, можно рассмотреть скифскую золотую фиалу из скифского кургана Куль-оба (Раевский 1985: 174-175, рис. 34). Здесь дельфины и рыбы символизируют нижний (хтонический) уровень Вселенной, они связаны с Медузой-Аргимпасой, украшенной змеями. Перевожу слово Арихо (Ар-их-о, вариант имени Ар-гим-паса) как "Яростная", "Яровая", "Яркая", ср. русские суффиксы их, ух. Это другое имя скифо-сарматской богини весны Аргимпасы, имя которой означает "(Переход от) зимы к весне - скот". Для сравнения рассмотрим изображение обнаженной богини под ручкой серебряного скифского блюда из скифского кургана Чертомлык (Украина) (Мачинский 1978: 133, рис., 135). Это фигура Аргимпасы, перед которой изображена голова тура.

Рассмотрим фрагмент амфоры конца II в. н.э. из боспорского городища у села Михайловка (Крым, Украина) (Емец, Петерс 1994: 169, рис. 3 [18], 172). На нем имеется граффито – это слово KO; согласно И.А. Емцу и Б.Г. Петерсу, подобные надписи очень часто встречаются в Северном Причерноморье. Полагаю, что это протославянское (скифское, сарматское) слово, которое имеет значение "молоко; молочный", ср. древнеиндийское go - "бык; корова" (2). Рассмотрим глиняный горшок из позднесарматского погребения в кургане 2 могильника Веселый III (хутор Веселый, Волгоградская область, Россия) (Мыськов, Сергацков 1994: 183, рис. 4 [2]). На нем начертан скифский/сарматский V-образный знак 77 га/ка – "бык; корова" (ср. также знак P18 Фестского диска), а также греческие буквы IR. Последнее слово – й(а)р, т.е. яр, это скифское/сарматское слово поясняет слово "бык; корова", ср. имя скифской/сарматской богини весны Аргимпасы. Вполне возможно, что эта надпись на сосуде также означает "молоко; молочный".

Исследуем царский знак на золотом перстне, который был обнаружен в Горгиппии (Анапа, Краснодарский край, Россия) (Соломоник 1983: 89, рис. 6). Этот знак имеет такую особенность: стандартный знак "круг" (см. Соломоник 1983: 89, рис. 7), ср. скифское/сарматское ра – "Солнце" (3), заменен на греческую букву R. Читаю эту букву как скифское/сарматское ра – "Солнце".

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Следовательно, архаичное имя древнегреческого бога Посейдона - это Трита; последний персонаж известен и в древнеиндийской мифологии.

2. Русское корова сопоставимо с русским коричневый. С другой стороны, слово корова можно разделить на две части: ко - "корова" (ср. древнеиндийское go - "бык; корова") и рова (ср. древнеиндийское rava - "крик; рев", русское рев).

3. Ср. древнеиндийское purvi - "восход Солнца; восток; Солнце", русское бурый, английское burn - "жечь"; древнеиндийские surya, ravi - "Солнце", su - "создавать; производить", vi - "конь, птица". Отсюда *ra (*rya) - первоначальная форма слова "Солнце".

ЛИТЕРАТУРА

Емец, И.А., Петерс, Б.Г., 1994. Граффити из поселения у с. Михайловка // Российская археология, N 2, с. 164-178.

Мачинский, Д.А., 1978. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии // Луконин, В.Г. (ред.) Культура Востока: Древность и раннее средневековье. Ленинград: Аврора, с. 131-150.

Мыськов, Е.П., Сергацков, И.В., 1994. Позднесарматские комплексы на Нижнем Дону // Российская археология, N 2, с. 179-190.

Раевский, Д.С., 1985. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. Москва: Наука.

Соломоник, Э.И., 1983. Несколько памятников с сарматскими знаками // Высотская, Т.Н. (ред.) Население и культура Крыма в первые века н.э. Киев: Наукова думка, с. 80-95.

Тахо-Годи, А.А., 1991. Амфитрита // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 73.


Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 24 December 2001.

Публикация 24 декабря 2001 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2001. О скифских и сарматских текстах, записанных греческими буквами. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl39r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2001. On Scythian and Sarmatian Records Written by Greek Letters. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl39.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru