English version

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

ПРОТОПАЛЕСТИНСКИЕ, ПРОТОСИНАЙСКИЕ И ПРОТОБИБЛСКИЕ НАДПИСИ: СЛАВЯНСКИЙ КЛЮЧ

Сергей В. Рябчиков

Я продолжаю изучение протопалестинских и протосинайских надписей (Рябчиков 1998: 22-3). Для того, чтобы истолковать тексты, используются чтения знаков линейного письма Б (письма А). Классификация знаков дана по работам (Чэдуик 1976: 251; Гельб 1982: рис. 51). Классификация знаков Фестского диска опубликована в работе (Evans 1909; Ипсен 1976: 39); эта письменность на самом деле является декоративной формой линейного письма А (Рябчиков 1998: 6-11). Например, знак 77 линейного А/Б = знаку P18 Фестского диска, они читаются как ка, га; последний знак - прототип греческой буквы гамма. Только некоторые знаки самобытны. Например, знак "+" читается как та, ср. похожую букву финикийского алфавита. Многие знаки, тождественные знакам линейного А/Б и Фестского диска, стилизованы, так что они напоминают греческие буквы. Эти тексты, как и тексты линейного письма А и Фестского диска, записаны на протославянском языке (диалекте). Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые записи древнее, чем финикийский алфавит, поэтому, по моему мнению, древние финикийцы заимствовали протославянские знаки. Иногда протославянские письмена играют роль букв.

Протопалестинские надписи рассмотрены ниже:

1. Текст на бронзовом кинжале (Гельб 1982: рис. 64, 3) читается как P38 (?)-P3 P35-05 (=P23) Хора Вето, т.е. боги Хор (Хорс, Хорус) и Вит. Они представлены вместе в начале текста на Фестском диске (Рябчиков 1998: 8).

2. Текст (Гельб 1982: рис. 64, 6) читается как та-га я-га-ни (египетские иероглифы Р и РА - "солнце" - определители) ра. Здесь слово тага соответствует древнеиндийскому dahas - "пожар; жара", немецкому Tag - "день", адыгейским тыгъэ, дыгъэ - "солнце", древнепрусскому dagis - "лето", литовскому dagas - "жатва". Термин яг(а)ни связан с древнеиндийским agnis - "огонь" (Фасмер 1987: 118). Этот текст также содержит следующие слова: (знак, который похож на греческую букву кси) КОЗЫ ка-с*-с*-я - "козы". Козы могли быть персонажами протославянской мифологии (Шилов 1995: 208-9; 212-4). Полагаю, что знак К(о)си - "козы" был позже включен в греческий алфавит как буква кси. Частица с*-я обозначает множественное число, ср. русский суффикс ще (например, русские чудовище, идолище).

3. Текст (Гельб 1982: рис. 64, 7) читается как (знак Коси = греческой букве кси) КОЗА та-йо (3 точки = объем) ма-ли (вертикальная линия); та у-га-ра-та. Это сообщение звучит по-русски так: Коза дает ... молоко. Это (город) Угарит.

4. Текст (Гельб 1982: рис. 64, 8) читается как Е-ли-к(а)-у ра-у (вертикальная линия) та ма-ра-ма-ве - "(Эта надпись посвящена) великому царю; он умер". Форма елик- - "великий" сопоставима с греческими eilo, eileo - "я тесню, жму" (Фасмер 1986а: 289). Форма ра- - "царь" также имеет параллели. Форма м(а)рам - "умирать" связана с русскими умирать, мертвый, морить, церковно-славянским измръмьрати - "умирать", древнеиндийскими maras - "смерть" и marayati - "он убивает" (Фасмер 1986б: 651, 655; Шилов 1995: 295).

5. Текст (Гельб 1982: рис. 64, 11) читается как ра, ра, ра СОЛНЦЕ (опр.) (вертикальная линия) во-Р (египетский иероглиф)-та ве-за - "(движение) солнца; вечный (солнце)ворот".

6. Текст (Гельб 1982: рис. 64, 5; этот рисунок нужно перевернуть) читается как ра-у-со-у-ка - "русский".

Протосинайские надписи рассмотрены ниже:

1. Протосинайская надпись (Гельб 1982: рис. 62) читается как ГОЛОВА РОГАТОГО ЖИВОТНОГО (опр., возможно ПАСА) Я-ра во-Р (египетский иероглиф - опр.) -ра-та; Н (египетский иероглиф - опр.) ну-се во-Р (египетский иероглиф - опр.) -ра-та. - "(Божество) Яр(а) - (солнце)ворот; ночь - (солнце)ворот".

Персонаж Яра, связанный с быком - скифское божество Аргимпаса и славянское божество Ярила. Термин паса сохранился в древнеиндийском pacu - "скот; жертвенное животное".

Интересно отметить, что не только Аргимпаса связана со змеями, но и древнеиранская и армянская богиня Анахита играет ту же роль, она связана со змеями и быками (Шилов 1995: 194). Три фигурки из Кносса (остров Крит) изображают богиню, держащую две змеи (Соколов 1972: фото 58-63). На одной из фигурок можно отметить знаки (Соколов 1972: фото 62), это верхняя часть египетского иероглифа анх - "вечный" и знак 59 та линейного А/Б. Я читаю их как анх-та, т.е. Анахита. Полное имя богини Анахиты - Ардви Сура Анахита - "Ардви могучая, беспорочная" (Брагинский 1991: 100). Полагаю, что имя Ардви читается как протославянское Ар дви - "(богиня) Ар Дви" (т.е. либо "(жена) Д(а)ва = Дающего (бога), иначе славянского Дажьбога" (1), либо "дева") (2). Весьма возможно, что скифская богиня Аргимпаса очень близка богине Ардви Суре Анахите.

2. Протосинайский текст (Ярцева 1990: 403, верхний рис.) читается как та за-за-ра ГОЛОВА БЫКА (опр.). Как было показано ранее (Рябчиков 1998: 16), запись А-са-са-ра линейного письма А относится к жаре и солнцу. С другой стороны, быки и коровы связаны с солнцем в индоарийской мифологии (Шилов 1995: 220, 224).

Один протобибский текст (Гельб 1982: рис. 84) читается как (Знаки, означающие "число 1" и "солнце") ве Пи Во-у-то СОЛНЦЕ. Запа (ЗАХОД СОЛНЦА)-у. (Число ) 5. - "(Бог) Вит (бог Вуто Фестского диска) - в земле (буквально "в Пи", ср. имя скифской богини земли Апи). Ожидание (3) солнца после ночи. Священное число 5".

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ср. также компонент сура в имени Ардви Суры Анахиты, который может быть связан с древнеиндийским surya - "солнце".

2. Ср. также древнеиндийские deva - "бог", devi - "богиня".

3. Ср. церковно-славянское запа - "ожидание".

ЛИТЕРАТУРА

Брагинский, И.С., 1991. Ардвисура Анахита // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 100-1.

Гельб И.Е., 1982. Опыт изучения письма (основы грамматологии). Москва: Радуга.

Ипсен, Г., 1976. Фестский диск (опыт дешифровки) // И.М. Дьяконов (ред.) Тайны древних письмен: Проблемы дешифровки. Москва: Прогресс, с. 32-65.

Рябчиков, С.В., 1998. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Соколов, Г., 1972. Эгейское искусство. Москва: Изобразительное искусство.

Фасмер, М., 1986а. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. Москва: Прогресс.

Фасмер, М., 1986б. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. Москва: Прогресс.

Фасмер, М., 1987. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. Москва: Прогресс.

Чэдуик, Дж., 1976. Дешифровка линейного письма Б // И.М. Дьяконов (ред.) Тайны древних письмен: Проблемы дешифровки. Москва: Прогресс, с. 105-251.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.

Ярцева, В.Н. (ред.), 1990. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: Советская Энциклопедия, с. 403.

Evans, A., 1909. Scripta Minoa I. Oxford: Oxford University Press.


Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 16 October 1999; revised 18 October 1999.

Публикация 16 октября 1999 г.; пересмотрена 18 октября 1999 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 1999. Протопалестинские, протосинайские и протобиблские надписи: славянский ключ. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl3r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 1999. The Proto-Palestinian, Proto-Sinaian and Proto-Byblian Inscriptions: A Slavonic Key. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl3.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru