English version

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

О САРМАТСКОМ ПРАЗДНИКЕ КОЛЯДА

Сергей В. Рябчиков

Можно расшифровать надпись на обломке сосуда, который был обнаружен на Малой земле близ Новороссийска (Краснодарский край, Россия) (Онайко 1970: 75, рис. 30 [5]), см. рис. 1.

y1.gif
Рис. 1.

Этот скифский/сарматский текст читается как 77 72-76 га (ка) бера (бела) - "бык/корова - медведь", ср. древнеиндийские go - "бык; корова", bhalla - "медведь", русское берлога, немецкое Bär, английское bear - "медведь".

Рассмотрим Керченскую плиту из древнего города Пантикапея, столицы Боспорского царства (современная Керчь, Крым, Украина), ныне в Керченском историко-археологическом музее. Несколько сарматских символов, изображенных на этой плите (Драчук 1975: таблица XXXV), представлены на рис. 2 и 3.

y2.gif
Рис. 2.

y3.gif
Рис. 3.

На рис. 2 я выделил несколько слов. Прежде всего, имена 59-72 80 читаются как Табе Ма - "(богиня солнца/огня) Табити-Макошь", и, согласно моей теории, русский сказочный персонаж Баба-Яга и мифологический персонаж Макошь тождественны скифской/сарматской богине Табити (Rjabchikov 2001). Слова 80 80, которые читаются как Ма Ма, являются другим именем Макоши и образно обозначают "очень яркая". Более того, слово 80 Ма (Макошь) соединено с символом "зигзаг" ("молния/гром"). Эти характерные черты Макоши соответствуют определенным характеристикам Бабы-Яги. Слова 77 01 читаются как га да - "бык/корова - жара/дающая/жена", ср. древнеиндийское da - "дающий; жена; жара". Слово 72-76 бера означает "медведь". Оно связано с кругом. Несколько кругов на самом деле изображают Солнце. Слово 12 со, связанное с одним из кругов, означает "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить". Два кружочка, расположенные рядом друг с другом, обозначают движение Солнца. Рассмотрим несколько скифских мечей и кинжалов (Мелюкова 1964: таб. 18, рис. 5, 6; таб. 19, рис. 2, 3; таб. 20, рис. 3, 6, 9, 11). Здесь показаны различные круги ("Солнце; огонь") и даже пары кругов (тоже символы солнечного движения). По скифским и сарматским верованиям, меч и кинжал - символы бога огня Агни. Итак, прочтение знаков "круг" вполне обосновано. Выделяю сочетание знаков 77-59 77 ката га - "скот/войско/повозка (1) - бык/корова" возле имен Табе Ма (Табити-Макошь) на Керченской плите, поэтому слова Ма ката может быть ранним вариантом имени богини Макоши. Теперь читаю выражение 77-59 77 ката га - "скот/войско/повозка (1) - бык/корова" и слово 72 бе - "бьющая" (2). Следующее слово 77-59 ката - "скот/войско/повозка" объединено со словом 72 02 беро - "медведь"; здесь начертано слово 80 33 мара. Слово мара соответствует древнеиндийскому marana - "смерть"; оно обозначает Морану (Марану, Мару), олицетворение зимы, моря и подземного мира в славянских верованиях. Ранние славянские тексты, записанные на скифском (сарматском) языке, сообщают, что избушка Бабы-Яги (с эпитетом 72 бе - "бьющая") изображает верхний мир, а персонаж Мара изображает нижний мир. Эти записи соотносятся с записью на Керченской плите. Русское коляда, латинское calendae, украинское колядь, болгарские колада, коляда, коленде, чешское koleda, сербское коледа содержат корень кол, связанный с идеями "круг", "Солнце" (Рыбаков 1987: 658). Архаичный термин также зарегистрирован на Керченской плите: он состоит из знака "круг" (кол-/кил- - "Солнце") и знака 01 да - "дающий; жена; жара". Заключаю, что слово коляда и аналогичные термины происходят из слов "Солнце-дающий (дающая)/жена/жара". Очевидно, что в этой надписи божество Солнца по имени Коляда связано с днем зимнего солнцестояния (22 декабря). Корова упомянута в русской песне, относящейся к празднику Коляда (Чистов, Чистова 1984: 30).

Рис. 3 содержит выражение 77-59 77 ката га - "скот/войско/повозка (1) - бык/корова", слово 72 бе - "бьющая", круг ("Солнце; огонь") и выражение 01 77 да га - "жара/дающая/жена - бык/корова".

Почему надписи (рис. 1 и 2) рассказывают о медведях и быках/коровах? Славянский бог скота Велес (Волос) был воплощен в медведя и тура; день бога Велеса - 6 января - обозначает конец празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию (Рыбаков 1994: 430). Кроме того, связь "невеста - корова" зарегистрирована в русской песне, относящейся ко дню Спиридона-поворота (25 декабря); в русской сказке коровы Бабы-Яги - это медведи; в индоевропейской мифологии образы медведя и коровы символизируют плодородие и изобилие (Тульцева 1997: 94).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ср. русские кош - "повозка; военный транспорт" (Шилов 1995: 358); скот < *с кот.

2. Ср. русское бить.

ЛИТЕРАТУРА

Драчук, В.С., 1975. Системы знаков Северного Причерноморья (Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры). Киев: Наукова думка.

Мелюкова, А.И., 1964. Вооружение скифов. Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-4. Москва: Наука.

Онайко, Н.А., 1970. Раскопки поселения на Малой земле // Краткие сообщения Института Археологии АН СССР, N 124. Северное Причерноморье в скифо-сарматское время. Москва: Наука, с. 73-80.

Рыбаков, Б.А., 1987. Язычество Древней Руси. Москва: Наука.

Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва: Наука.

Тульцева, Л.А., 1997. Антропокосмические воззрения русских крестьян: день Спиридона-поворота // Этнографическое обозрение, N 5: 89-101.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.

Чистов, К.В., Чистова, Б.Е. (ред.), 1984. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Ленинград: Художественная литература.

Rjabchikov, S.V., 2001. The Scythian and Sarmatian Sources of the Russian Mythology and Fairy-Tales // AnthroGlobe Journal: http://www.anthroglobe.ca/docs/Sergei/scythian-sarmatian-Russian-mythology-fairytales.htm.


Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 24 December 2001.

Публикация 24 декабря 2001 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2001. О сарматском празднике Коляда. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl40r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2001. On the Sarmatian Feast Kolyada. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl40.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru