В прокат автомобиль на www.red-rent.ru, автопокат РедРент. English version

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

КОЗЛЫ ВОЗЛЕ СОЛНЦА/МИРОВОГО ДРЕВА: СКИФСКИЕ И СЛАВЯНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ

Сергей В. Рябчиков

Рассмотрим картинки на двух скифских мечах (Мелюкова 1964: таблица 15 [6]; Раевский 1985: 115, рис. 10). В первом случае козлы расположены с обеих сторон сдвоенного знака "Солнце"; во втором случае они расположены с обеих сторон светильника. Козел (древнеиндийское aja - "козел") может быть образом индоарийского божества Аджи Экапада, который связан с индоарийскими божествами Пушаном, Индрой и Варуной (1). По индоарийским верованиям, бог Пушан может обозначать эклиптику или определенные координаты на небе (на горизонте, в зените); кроме того, это божество - хранитель стад и пастух (2). На самом деле, два Солнца на первой картинке обозначают движение Солнца; рассмотренный сюжет изображен над восьмью животными. Следует иметь в виду, что число восемь связано с символикой Мирового Древа в скифских верованиях (Бессонова 1983: 82-3). Таким образом, козлы могут быть символами движения Солнца и описывают его конкретные координаты. Более того, известно, что козел - символ плодородия (Рыбаков 1994: 156).

Теперь можно рассмотреть русское вышитое полотенце из Кубанской области (Россия); оно экспонируется в Краснодарском историко-археологическом музее (Краснодар, Краснодарский край, Россия). Это полотенце было изготовлено русской женщиной, которая прибыла из Курской губернии в Кубанскую область. Каждый из пяти уровней содержит по три одинаковых сюжета. Поскольку число три передает идеи абсолютного совершенства, превосходства в русских верованиях (3), очевидно, что такая конструкция узоров указывает на употребление этого полотенца в некоторых обрядах. Аналогичные тройные конструкции вышитых узоров зарегистрированы в Курской области (Листова 1979). Два уровня кубанской вышивки уже частично исследованы (Гангур 1999: 30-1, рис. 17; 36-7, рис. 20б). Сюжет второго уровня - это павлин или пава. Г.С. Маслова (1978: 67-8) полагает, что эта птица, изображенная на русских вышивках, напоминает Жар-птицу из русских сказок; она выделяет на ней знак "ромб". Считаю, что павлин/пава на вышивках - это Жар-птица. Н.А. Гангур (1999: 30) выделила два ромба на фигуре павы. Итак, это вновь Жар-птица. Хорошо известно, что эта птица - символ Солнца в русском фольклоре (Афанасьев 1996: 149-50, 152, 239; Иванов, Топоров 1991).

Более того, две русских песни "Павушка", записанные в Краснодарском крае (Тер, Тер 2000: 95, 104), включают в себя общий фрагмент с небольшими вариациями:

А в павлина, господина, золотая голова,
А в павлина, господина, золотая голова,
А в павушки-красавушки позолоченная
.

Здесь павлин и пава соотносятся с золотом. С другой стороны, золото - символ Солнца в русских верованиях (Афанасьев 1996: 239, 284). Украинская песня, посвященная православному Рождеству (языческому празднику Коляде в стародавние времена), рассказывает о перстне, который сияет, как огонь (Маркевич 1860: 23). Ромб может быть прочитан как "солнечный" или даже "золотой" в этом контексте (ср. скифский/сарматский знак "ромб" ай; он означает "яйцо; Мировое Древо; Солнце; жизнь; жизненная сила; мощь; долгая жизнь") (4).

Русский заговор на любовь, зарегистрированный в Краснодаре (анонимный информатор, личное сообщение: 2001), содержит, в частности, следующие слова: "Все стоят куры, на всех платья худы, пришла я, павица, красная девица, на мне платье беленько, личико миленько..." Здесь пава (павица) олицетворяет девушку (женщину), которая читает заговор; ее белые одежды имеют отношение к божествам света (5). Из этого следует, что пава - это образ сказочной Жар-птицы.

Два козла изображены с обеих сторон Мирового Древа на третьем уровне кубанского полотенца. Предполагаю, что этот сюжет является отголоском скифских идей (см. выше). Возможно, что эти козлы связаны со славянским праздником зимнего солнцестояния Колядой. Русская песня, посвященная этому языческому празднику, содержит следующие слова (Рыбаков 1987: 139):

За рекою за быстрою,
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огня скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни колнодушки (колядные).
В середине их старик сидит,
Он точит свои булатный нож.
Котел кипит горячий;
Возле котла козел стоит -
Хотят козла зарезати...
.

Ключевые слова этой песни - "праздник Коляда (Колнодушка)", "великие огни" и "козел", который является жертвой. Можно допустить, что этот козел был принесен в жертву богам, чтобы спасти Небесного Козла.

Три других уровня полотенца включают изображения цветов, которые могут передавать идеи "цветение; жизнь; воскрешение; возрождение" и описывать переход от смерти (зимы) к жизни (весне, лету).

ПРИМЕЧАНИЕ

1. См. (Топоров 1991; 1992а; Шилов 1995: 208-15).

2. См. (Топоров 1992а).

3. См. (Топоров 1992б: 630).

4. Ср. русскую сказку о курочке Рябе, в которой упомянуто золотое яичко (Солнце).

5. Ср. (Афанасьев 1996: 61, 141).

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев, А., 1996. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Москва: Индрик.

Бессонова, С.С., 1983. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова Думка.

Гангур, Н.А., 1999. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани XIX – начала XX века. Краснодар: Советская Кубань.

Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1991. Жар-птица // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 439.

Листова, Т.А., 1979. Ткачество и вышивка в некоторых районах Курской и Белгородской областей // Вайнштейн, С.И. (ред.) Полевые исследования Института этнографии: 1977. Москва: Наука, с. 19-27.

Маркевич, Н.А., 1860. Обряды, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев.

Маслова, Г.С., 1978. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. Москва: Наука.

Мелюкова, А.И., 1964. Вооружение скифов // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-4. Москва: Наука.

Раевский, Д.С., 1985. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. Москва: Наука.

Рыбаков, Б.А., 1987. Язычество Древней Руси. Москва: Наука.

Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва: Наука.

Тер, В.В., Тер, О.В. (ред.), 2000. Песни казаков Приурупья. Отрадная: Отраднинский гуманитарный институт.

Топоров, В.Н., 1991. Аджа Экапад // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 44.

Топоров, В.Н., 1992а. Пушан // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 353.

Топоров, В.Н., 1992б. Числа // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 629-31.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.


Copyright © 2001 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2001 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 24 December 2001.

Публикация 24 декабря 2001 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2001. Козлы возле Солнца/Мирового Древа: скифские и славянские верования. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl41r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2001. He-goats near the Sun/World Tree: The Scythian and Slavonic Beliefs. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl41.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru