English version

© 2002 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

К ВОПРОСУ ОБ ЭПИТЕТЕ *АФ/*АВ СКИФСКИХ И САРМАТСКИХ БОЖЕСТВ

Сергей В. Рябчиков

Как было показано автором ранее ("Интерпретация скифских, сарматских и меото-сарматских изображений и надписей"), сарматские надписи на котлах, обнаруженных в сарматских погребениях (Ростов-на-Дону, Россия), сообщают о боге Солнца/грома и о Солнце. Недавно Ю.А. Прокопенко (2001) пришел к аналогичному выводу относительно котлов из Предкавказья сарматского времени.

Теперь я хотел бы исследовать имя Сафа осетинского божества цепи очага и имя Аффы абхазского божества грома и молнии (также связанного с цепью очага), которые упомянуты в статье Ю.А. Прокопенко (2001: 164-5). Очевидно, что оба имени (*С(о)-аф-, *Аф-) имеют общую основу, *аф-, ср. древнеиндийское av - "защищать". Скифское/сарматское с(о) означает "яркий; взгляд; глаз; жара; свет; светить". В соответствии со средневековыми источниками, аланское афсад означает "войско" (Афанасьев 1993: 142). По моему мнению, это слово сопоставимо с древнеиндийским av - "защищать", скифским/сарматским сад, древнеиндийским sathan - "связь". Возможно, что русское овца (ов-ц-а) (1) соотносится с древнеиндийским av - "защищать". Интересно отметить, что некоторые скифские очажные подставки, обнаруженные в разных местах, Крым, Украина (Дашевская 1991: 60, таб. 8, рис. 1 - 8), украшены бараньими головами. Я связал эти символы со скифским богом огня. Более того, свечи (огни, Солнце) связаны с овцами в одной русской колядке (2).

Можно рассмотреть неясные абхазские выражения етлар-чопа (связано с молнией, которая убила человека), атлар-чопа, осетинские термины цоппай, атлар чоупар, етлар чоупар, карачаевские и балкарские термины чаппа, чоппа (связаны с молнией) (3). По моему мнению, слова чопа, цоппай, чоупар, чаппа и чоппа сопоставимы с русским цепь, древнеиндийским cap - "тереть" (возможно, связанным с огнем). На Северном Кавказе русские добывали огонь (так называемый "живой огонь") путем трения двух кусков дерева (Бутова 1889: 55). Исследуем скифское/сарматское название горы Бриксаба - "Бараний Лоб" близ Дона (4). По моему мнению, это имя читается как Бри ксаба - "Страж/Баран - Трение (Огонь)/Цепь", ср. древнеиндийское para - "наивысший; высший; страж; хранитель", русское баран, древнеиндийское cap - "тереть", русское цепь.

Таким образом, имя *Аф/*Ав - "Защитник" является эпитетом скифских/сарматских божеств Солнца, огня, очага, грома и молнии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Русские яйцо, кольцо, крыльцо тоже содержат архаичный суффикс ц. Ср. также латинское ovis - "овца".

2. См. (Чистов, Чистова 1984: 53).

3. См. (Салакая 1974: 23-4).

4. См. (Кузнецова 1992: 170).

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев, Г.Е., 1993. Система социально-маркирующих предметов в мужских погребальных комплексах донских алан // Российская археология, N 4: 131-44.

Бутова, Е., 1889. Станица Бороздинская Терской области Кизлярского округа // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. Вып. 7, отд. 1: 3-156.

Дашевская, О.Д., 1991. Поздние скифы в Крыму // Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д 1-7. Москва: Наука.

Кузнецова, Т.М. (ред.), 1992. Скифы: Хрестоматия. Москва: Высшая школа.

Прокопенко, Ю.А., 2001. Элементы культа очага в погребальной обрядности населения Предкавказья в сарматское время // Российская археология, N 4: 162-7.

Салакая, Ш.Х., 1974. Обрядовый фольклор абхазов // Путилов, Б.Н. (ред.) Фольклор и этнография: Обряды и обрядовый фольклор. Ленинград: Наука, с. 19-26.

Чистов, К.В., Чистова, Б.Е. (ред.), 1984. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Ленинград: Художественная литература.


Copyright © 2002 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2002 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 11 March 2002.

Публикация 11 марта 2002 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2002. К вопросу об эпитете *Аф/*Ав скифских и сарматских божеств. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl44r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2002. On an Epithet *Af/*Av of Scythian and Sarmatian Deities. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl44.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru