Компания ДеалМед предлагает оборудование для офтальмологии от иностранных производителей.  |  Компания Апрель http://apriltk.ru/glycerin доставка по РФ English version

© 2003 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

О СКИФСКИХ СЮЖЕТАХ НА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ГИДРИИ

Сергей В. Рябчиков

Рассмотрим древнегреческую гидрию с несколькими сюжетами, в частности, с изображениями Геракла, Кербера и Еврисфея; этот сосуд датирован около 530 г. до н.э. и хранится в Лувре (Париж, Франция) (Колпинский 1988: фото 143). Здесь я распознал скифский символ, см. рис. 1.

vessel1.gif
Рис. 1.
Он выглядит как четыре скифо-сарматских знака 80 ма (ср. скифо-сарматские ма - "Солнце; солнечный; солнцестояние; огонь; погребальный костер", Ма - "имя богини Солнца"), которые образуют крест. Подобная конструкция была рассмотрена автором ранее (Рябчиков 2002а; 2002б). Скифо-сарматский знак "крест" читается как ай, ср. скифо-сарматское ай - "яйцо; Мировое Древо; Солнце; жизнь; жизненная сила; мощь; долгая жизнь". Все четыре знака 80 ма украшены знаком "лепесток" (солярный символ). Кроме того, восемь "лепестков" образуют второй крест. Таким образом, это символика Солнца и Мирового Древа.

Почему скифский символ был изображен на древнегреческом сосуде? Известно, что на некоторых древнегреческих сосудах изображены скифские воины; мастер по имени Скиф расписал несколько древнегреческих сосудов примерно между 520 и 505 гг. до н.э., следовательно, можно говорить об определенном влиянии скифской культуры на древнегреческую культуру (Фролов 1998: 136-7, 141). Прихожу к заключению, что скифо-сарматские знаки могут быть изображены на некоторых древнегреческих сосудах.

Предполагаю, что одиннадцатый подвиг Геракла является отражением скифских мифов. "История" (книга IV: 9) Геродота повествует о скифской богине, у которой нижняя часть туловища была змеиной. Каждый из двух концов боспорского браслета из античного города Танаиса (Ростовская область, Россия) украшен змеиной головкой (Арсеньева 1977: 109, табл. XXXIII [8], 141). Скифо-сарматский знак "крест" ай начертан на обеих змеиных головках, ср. скифо-сарматское ай - "яйцо; Мировое Древо; Солнце; жизнь; жизненная сила; мощь; долгая жизнь" (1). В соответствии с русской сказкой (Афанасьев 1996: 31), огненный двенадцатиглавый змей охранял вход в землю Царь-Девицы. Эта Царь-Девица - богиня Солнца, которая напоминает амазонку, иначе скифскую или сарматскую (синдскую, меотскую) воительницу. С другой стороны, русская сказка "Булат-молодец", составленная на Кубани, содержит некоторые элементы древнегреческого мифа о Кербере, который охранял вход в Аид (Рябчиков 1998: 12). Этот мифический зверь имел три собачьих головы, змеиные головки на своей спине, хвост дракона. По моему мнению, миф о Кербере объединил два скифских мифа об огненных змеях (ср. индоарийские и древнеиранские мифы о змеях) и собаках солярных божеств. Читаю имя Кербер- как скифо-сарматские *Кер- Бер-/Пер- - "Луч (бога) Бера/Пера', ср. древнеиндийские kara - "солнечный луч", kalya - "рассвет; утро", древнегреческое khlon - "солнечный луч; молния", русское Перун - (< *Пер-ун) - "имя бога-громовержца".

Теперь можно рассмотреть другой сюжет на этой гидрии (Колпинский 1988: фото 144). Два летящих коршуна изображены над зайцем. По Геродоту ("История": книга IV, 134), однажды во время персидско-скифской войны 513-512 гг. до н.э. перед сражением скифы увидели зайца, они стали его преследовать. Вследствие этого, персидский царь Дарий I решил прекратить войну и покинуть Скифию. Возможно, что два коршуна обозначают скифов вообще. Русское коршун происходит от скифо-сарматских *кор-/кар с-ун - "Солнце - сияние", ср. скифо-сарматские кор-, кар-, кол-, кал- - "Солнце", со - "Солнце; сияние; жара; свет; глаз; яркий". Скифы - это сколоты, т.е. с колоты - "(люди) возле Солнца" (2). С другой стороны, скифо-сарматское скил-/скол- означает "сокол", ср. также русское сокол (Рябчиков 2001). Последнее слово может содержать корень кол- (коло - "Солнце") (Демин 1997: 121). В этом случае, скифо-сарматские скил-/скол- - "сокол", сколо-т- - "скифы" происходят от скифо-сарматских с- кил-/кол- - "сияние - Солнце". Можно с уверенностью сказать, что этот сюжет описывает эпизод персидско-скифской войны. Полагаю, что этот сосуд был расписан скифским мастером (по имени Скиф?) после этой войны, иначе, начиная с 512 г. до н.э.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. также (Рябчиков 2002в).

2. См. также (Рыбаков 1994: 434).

ЛИТЕРАТУРА

Арсеньева, Т.М., 1977. Некрополь Танаиса. Москва.

Афанасьев, А.Н., 1996. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Москва.

Демин, В.Н., 1997. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. Москва.

Колпинский, Ю.Д., 1988. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. Москва.

Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва.

Рябчиков, С.В., 1998. Таинственная Тмутаракань. Краснодар.

Рябчиков, С.В., 2001. Скифские надписи на монетах скифского царя Скилура // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl38r.htm.

Рябчиков, С.В., 2002а. Археология скифов, сарматов, древних русов и славянский фольклор // Крижицький, С.Д. (ред.) Сучасні проблеми археології. Київ, с. 214-5.

Рябчиков, С.В., 2002б. Скифо-сарматские истоки славянской культуры: Материалы Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции. Краснодар.

Рябчиков, С.В., 2002в. Семантика браслетов со змеиными головками из Херсонеса // Сайт "Археология.РУ - Скифика-Кельтика": http://www.archaeology.ru/ONLINE/Riabchikov/index.html.

Фролов, Э.Д., 1998. Скифы в Афинах // Вестник древней истории, N 1: 135-52.


Copyright © 2003 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2003 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 17 June 2003.

Публикация 17 июня 2003 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2003. О скифских сюжетах на древнегреческой гидрии. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl48r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2003. On Scythian Motifs Depicted on a Greek Hydria. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl48.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru