English version

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЗАПАДНОСЛАВЯНСКИХ НАДПИСЕЙ

Сергей В. Рябчиков

Я расшифровал древнеславянский алфавит, так называемые "черты и резы" (Рябчиков 1998а: 5-6; 1998б: 23) и прочитал несколько древних западнославянских и русских надписей, выполненных этой системой письма. Рассмотрим несколько текстов (Masch 1771) из храма Ретры из древнего славянского города Аркона. Он находился в Прибалтике. Следует обратить внимание на то, что в текстах иногда пропускаются гласные звуки. Интерпретация основана на моих статьях "Скифы, сарматы, меоты, русские и адыги: интерпретация древних культур" и "Протопалестинские, протосинайские и протобиблские надписи: славянский ключ".

1. Фигурка бога содержит краткую надпись (см. рис. 1).

retra1.gif
Рис. 1.
Она читается как рже ира, т.е. Р(о)же яра - "Яростный Род", ср. русские ариец, ярый, яровой.

2. Голова фигурки солнечного бога украшена восьмью "лучами". Текст, начертанный на фигурке, представлен на рис. 2.

retra2.gif
Рис. 2.
Он читается как Ререж реппе; тре; рпнх. Греу, ар. Ререж - западнославянский бог солнца Рарог. Форма реппе сопоставима со скифской формой арпо - "скотовод", буквально "работник", а также с русским работать (корень раб) и немецким arbeiten - "работать". Таким образом, выражение Ререж реппе означает "солнечный бог Ререж работает". Предложение означает: "Солнечный бог Ререж работает; (он) трет (одним куском сухого дерева по другому); (он) поработал. (Он) греет, (он) - яростный бог = западнославянский бог Яровит". Форма тре сопоставима с русским тереть, а форма греу - с русскими греть и согревать.

3. Голова фигурки льва украшена "лучами". Текст на этом предмете читается как Рераг (см. рис. 3).

retra3.gif
Рис. 3.
Это имя солнечного бога, известного как Рарог (оно означает Ра рог - "Солнце создает" (1); ср. аналогичную конструкцию, Сварог, имя русского языческого верховного бога с тем же значением).

retra4.gif
Рис. 4.
Другой текст (см. рис. 4) читается как с таг, т.е. се таг - "это солнце", ср. древнеславянское се - "этот; тот", древнеиндийское dahas - "пожар; жара", немецкое Tag - "день", адыгейские тыгъэ, дыгъэ - "солнце", древнепрусское dagis - "лето", литовское dagas - "жатва".

4. Фигурка бога с лошадиными ногами содержит надпись ир тп, т.е. яр тап (см. рис. 5).

retra5.gif
Рис. 5.
Первый термин, яр, сравним с русскими ариец, ярый, яростный, а второй - с древнеиндийскими tap - "греть, нагревать", tapas - "жара", русскими топить, теплый. В индо-арийской мифологии конь тождественен богу Агни - "Огню" (Пропп 1998: 264). Слово ретре записано ниже расшифрованного текста (см. рис. 6).

retra6.gif
Рис. 6.
Я читаю его как имя бога Рет Ра - "Ретивый (конь) солнечного бога (египетского бога Рa)". Поэтому название города - Аркон - означает буквально Ар Кон - "Яростный конь". Известно, что в храме этого города находилась статуя бога Свентовита (Свенто Вит - "солнечный (бог) Вит"). Седло, узда и огромный меч были помещены возле этой статуи. Белый конь находился при храме (Иванов, Топоров 1992б; Белякова 1995: 93-5). Характерные черты этого солнечного бога Вита - конь и меч. С другой стороны, те же самые атрибуты относятся к скифскому богу войны Агин/Агни. Возможно, что его также называли Витом. Белый конь бога Свенто Вита связан с конем бога Вита Фестского диска (Рябчиков 1998а: 7-8).

Рассмотрим сюжет, представленный на золотом сарматском фаларе (Анфимов 1987: 176, фото), из Северского кургана, Краснодарский край, Россия. Здесь бог Свентовит (Вит), держащий булаву, едет на льве (воплощении бога Рарога или Сварога). Два знака P7 да Фестского диска изображены возле них. Читаю слово P7-P7 как дад, ср. русское дед. Эта идея сохранилась в славянском языческом культе дедов, связанных с умершими (Иванов, Топоров 1991) и в имени русского языческого бога Стрибога - "старого бога" (Белякова 1995: 90-1). Более того, термин стрелец также может быть сравним с именем Стрибога; и согласно языческим верованиям, солнце родилось в созвездии Стрельца во время зимнего солнцестояния. Полагаю, что на рис. 7 изображено творение Вселенной. Фестский диск (сторона А) описывает некоторые моменты после зимнего солнцестояния; солнечные боги Хор и Вит там упомянуты. Теперь вновь рассмотрим рисунок. Голова, лежащая ниже льва, - знак P3 ра Фестского диска. Здесь он - определитель и означает "солнце; солнечное божество". Можно распознать два знака полной луны и два знака солнца, разделенные знаком ростка, который является символом новолуния, растительности, воскресения бога Осириса. На "земле" изображены знаки солнечного колеса и солнцеворота. Воин, стоящий справа, - это скифский бог Геракл, иначе бог и первый человек Таргитаос. Он изображен рядом с богиней Аргимпасой, связанной со змеей, в священном саду (за ними изображено растение).

5. Фигурка головы ящера или змея покрыта буквами; я читаю слова стра (см. рис. 7) и мра (см. рис. 8).

retra7.gif
Рис. 7.

retra8.gif
Рис. 8.
Первый термин сопоставим с русским страх, а второй - с русскими мрак, умирать, мертвый, морить, церковно-славянским измръмьрати - "умирать", древнеиндийскими maras - "смерть" и marayati - "он убивает" (Фасмер 1986: 651, 655; Шилов 1995: 295).

6. Фигурка бога содержит надпись т Сир (см. рис. 9).

retra9.gif
Рис. 9.
Я читаю ее как та Осир - "это Осирис", ср. имя скифского бога Гойтосироса.

7. Фигурка изображает божество в плотных одеждах с посохом в руке. Этот персонаж связан с описаниями египетского бога Пта (Рубинштейн 1992), который, в соответствии с древними верованиями, создал первых богов и весь мир. Этому богу поклонялись не только в Египте, но и в Палестине, и на Синае. Текст, начертанный на фигурке, читается как раст Пта - "(бог) Пта растит" (см. рис. 10).

retra10.gif
Рис. 10.

8. Религиозный предмет (см. рис. 11) - символическое описание Вселенной и календарь.

retra11.gif
Рис. 11.
Текст в центре "круга" (знак солнца) читается как Рарег ани - "бог Рарог - огонь", ср. древнеиндийское agnis - "огонь" (Фасмер 1987: 118). Фигурка утки изображена над этим текстом. Интересно отметить, что утка помещена на голове одной из фигурок льва. Имя бога солнца Ани сопоставимо с именем этрусского бога Ani - "богом богов" (Немировский 1983: 198). Этот персонаж имеет четыре лика, смотрящих на все четыре стороны. Но ведь идол западнославянского бога Свентовита также имел четыре головы, смотрящих всюду (Иванов, Топоров 1992: 420). Я предполагаю, что верховный этрусский бог Ani также был связан с солнцем и огнем. С другой стороны, бог Рарег Ани - это в действительности Свентовит. Возможно, что имя Ани сопоставимо с русским они, т.е. "несколько богов, изображенных в одном боге". Я больше и больше убеждаюсь, что этруски были западными славянами.

Орел символизирует восток и летнее солнцестояние. Соответствующий текст читается как сесег, т.е. се Сег - "это Скифия (восточная страна солнца)". Но скифское сколоти - "скифы" означает буквально "орлы"! Форма сег сравнима с древнеиндийском caka - "скиф", греческим Sakai - "скифское племя, жившее в Азии".

Используя расшифрованный скифо-сарматско-меотский календарь, можно расшифровать надписи этого западнославянского календаря. Название месяца Рефтн, т.е. Рев тан - "Рев (коровы)-таяние" (ср. русские рев, таять, талый) - это май; оно соответствует именам скифской богини Аргимпасы и иранской и армянской богини Ардви Суры Анахиты.

Название месяца Га - "март; весеннее равноденствие" сопоставимо с древнеиндийским gi - "бык, корова".

Спираль может обозначать переход от декабря к январю через зимнее солнцестояние, ср. ту же идею в скифо-сармато-меотском календаре. Здесь я могу истолковать слова тарар и утгутг, связанные с западом и зимним солнцестоянием. Они сопоставимы с греческим Tartaros - "ад; царство мертвых" и скандинавским utgard - "край земли, где живут демоны и великаны". С другой стороны, форма тарар может быть прочитана как та рар - "это (солнечный бог) Рар(ог)", а форма утгутг может быть связана с русским утка. В соответствии с русскими сказками, Иван-царевич разбил яйцо из утки, и царь подземного мира - Кощей Бессмертный - умер. На этом основании я заключаю, что фигурка льва с уткой символизирует зимнее солнцестояние.

Таким образом, этот календарь тесно связан с сармато-скифо-меотским календарем из кубанского кургана.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Ср. египетские ра - "солнце", Ра - "бог солнца". Ср. также чешское raroh - "сокол" (Иванов, Топоров 1992а).

ЛИТЕРАТУРА

Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар: Краснодарское книжное издательство.

Белякова, Г.С., 1995. Славянская мифология. Москва: Просвещение.

Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1991. Деды // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва: Советская Энциклопедия, с. 363-4.

Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1992а. Рарог // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 368.

Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1992б. Свентовит // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 420-421.

Немировский, А.И., 1983. Этруски: От мифа к истории. Москва: Наука.

Пропп, В.Я, 1998. Морфология/Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт.

Рубинштейн, Р.И., 1992. Пхат // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 345-6.

Рябчиков, С.В., 1998а. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Рябчиков, С.В., 1998б. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина Ариев: История, обряды и мифы. Киев: СИНТО.

Фасмер, М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. Москва: Прогресс.

Фасмер, М., 1987. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. Москва: Прогресс.

Masch, A.G., 1771. Die Gottesdienstlichten Ulferfhumer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin.


Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 21 October 1999.

Публикация 21 октября 1999 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 1999. Интерпретация западнославянских надписей. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl4r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 1999. The Interpretation of the Western Slavonic Inscriptions. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl4.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru