Abstract. This article is dedicated to the study of Scythian/Sarmatian signs inscribed on two rocks which are located near the village Khamyshki, Republic of Adygea, Russia. One can suppose that here a Barbarian (Sarmatian or Meotian) observatory was situated.
С. Валганов (2000: рисунки, фото) опубликовал две надписи на скалах, которые находятся в окрестностях села Хамышки (Республика Адыгея, Россия). Несомненно, это памятники скифо-сарматской письменности. (Необходимо получить дополнительные фото и прорисовки этих текстов.) Первая надпись состоит из двух блоков. Первый блок - это знак "круг" (СОЛНЦЕ; определитель) и знак 01 да. Второй блок - это знак "квадрат" (читается как ай, это солярный символ) и знак 01 да. По сути, это вариант предыдущего блока. Ранее было показано, что так в скифо-сарматской системе письма обозначалось зимнее солнцестояние (ср. русское Коляда) (1). По всей видимости, древние астрономы фиксировали моменты "умирания" старого Солнца, "рождения" нового, наблюдали за началом каждого нового года в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Вторая надпись состоит из многих знаков, некоторые из них в прорисовке автора представлены на рис. 1.
Блок, характеризующий зимнее солнцестояние, причем в двух приведенных выше вариантах, преобладает среди других символов. В этом тексте также в течение ряда лет фиксировалось "успешное" преодоление Солнцем момента зимнего солнцестояния. Из существенных картинок вне предложенной прорисовки оказались два составных символа: (4) и (11). В первом случае, знак "квадрат" (солярный знак) сочетается со знаком 59 та (ср. скифо-сарматское та - "Солнце; огонь; жар; зной; блеск"). Во втором случае, это знак "круг", который сочетается со знаком "свастика" вар-, фар-, фарн- (солярная символика).
Исследуем знаки этой надписи. Вверху слева изображен блок знаков, который сопоставляю со знаками на боспорской глиняной игрушке в виде бычка из античного города Пантикапея (г. Керчь, Крым, Украина) (Соломоник 1959: 156, 158-9, N 143, рис. 143; интерпретация надписи: Рябчиков 2004а: 4 и след.). Как удалось показать автору, надпись связывает образ бычьего бога с идеями "Солнце" и "молния". Важное отличие исследуемой надписи следующее: здесь имеется дополнительный знак - "круг" (СОЛНЦЕ; определитель). Правее и чуть ниже блока начертан блок 12-12 со-со, ср. скифо-сарматское со-со - "сияющий-сияющий; яркое Солнце", имя бога Сослана в осетинской мифологии. Под этими группами знаков представлен знак "скот" вал-/вар-. Правее этих трех групп символов показаны три линии (три неба), причем, если вести их счет снизу вверх, то между первой и второй линиями имеется стилизованный знак "птица". Далее, справа от этих символов начертаны перевернутый серп Луны и знак "зеркало", край которого поврежден. Поскольку на многих скифских, сарматских и меотских зеркалах изображены солярные символы, в представлениях варваров само зеркало могло символизировать Солнце. Поврежденное зеркало, вероятно, обозначает Солнце во время солнечного затмения (в понятии древних, во время "умирания" старого Солнца, затем "рождения" нового). Аналогичным образом, поврежденные зеркала из сарматских могил могут содержать такую информацию: в этом мире солярный знак (зеркало), сопровождающий человека, "умер", "ушел" вместе с ним, чтобы "возродиться" с ним, но уже на том свете - в загробном мире. В этом смысле, зеркало - воплощение солярного божества. На рис. 1 представлены и другие символы. Это знаки 01-01 59 да-да та (ср. скифо-сарматское да - "жара; дающий"). Это знак "круг", который сочетается со знаками 01-01 да-да. Это также символ "голова барана" пар-/бар- (символика "бога высочайшего", верхнего неба, солярных божеств). Рядом с ним начертан крестообразный знак (скифо-сарматское ай - "Солнце; Мировое древо"), три конца которого оканчиваются знаком 80 ма, ср. скифо-сарматское ма - "Солнце; солнечный; солнцестояние; огонь; погребальный костер", Ма - имя богини Солнца и огня. Предполагаю, что так обозначено имя богини Солнца и огня Мы. В начертанный чуть выше и правее блок (знак "круг" и знак 01 да) вписаны греческая буква Р (ср. скифо-сарматское ра - "Солнце; солнечный; огонь"), а также символ "голова барана" пар-/бар-. Кроме того, вероятно, что в тексте имеется знак "козьи рога". В надписи представлен такой блок: это знак 12 со и знак 01 да, ср. скифо-сарматское со - "Солнце; сияние". Ниже всех этих знаков начертан скифо-сарматский знак "трезубец" куп- (ср. скифо-сарматское куп- - "блеск; блестеть"), так, возможно, обозначено Солнце после затмения. Обычно с помощью этого знака в скифо-сарматских текстах обозначается день летнего солнцестояния (22 июня), ср. русское Купала.
Рассмотрим параллели для некоторых сегментов этой надписи. Только так можно ее истолковать.
Надпись на плите, которая была обнаружена близ г. Симферополя (Крым, Украина) (Соломонiк 1962: 163, рис. 12), представлена на рис. 2.
Под плитой находилась могила, в которой были обнаружены костяной гребень, отпиленный рог, фрагменты двух сосудов. Скифо-сарматский текст содержит блок 12-01 со да (ср. скифо-сарматские со - "Солнце; сияние", да - "жара; дающий") и знак 77 га, ка (ср. скифо-сарматские ка, га, ко, го - "бык; корова; Солнце; солнечный луч; лучи света; удар молнии; стрела"). По скифо-сарматским и славянским верованиям, гребень передавал идеи плодородия, изобилия, Солнца, огня, грозы, и в то же время он был оберегом, средством защиты от злых сил, мог быть своеобразным мостом для перехода из реального мира на тот свет и обратно, символизировал божество огня, которое переправляет покойников на тот свет (Рябчиков 2002б: 166-7, 218). Рог, найденный в захоронении, можно соотнести с надписью "бык; корова (с солярной символикой)". В скифском могильнике (Днепропетровская область, Украина) в одном из погребений лежали вместе кости человеческого скелета и кости быка (Бунятян, Чередниченко, Мурзин 1977: 79). По моему мнению, во время обоих погребений над покойниками был совершен индоарийский ритуал. Согласно собранию древнеиндийских (индоарийских) гимнов, "Ригведе" (X, 16: 7), покрытие трупа тушью коровы предшествует его сожжению. Иначе говоря, бык или корова отождествлялись в древности с божеством огня (2). Вернувшись к рассмотрению второй хамышкинской надписи, прихожу к выводу, что там блок 12-01 со да был нанесен в связи с солнечным затмением, "смертью" и "погребением" Солнца, после чего произошло его "возрождение".
Исследуем два сегмента со скифо-сарматскими знаками, начертанными на мраморной скульптуре льва N 1 из античного города Ольвии (Украина) (Драчук 1975: табл. XLV), см. рис. 3 и 4.
Если рассматривать всю надпись в целом, то в ее левой части находится первый сегмент, а в ее правой части - второй сегмент. В первом сегменте начертан знак "круг" (СОЛНЦЕ; определитель), перечеркнутый линией пополам, причем к нему присоединены два знака 01 да (ср. скифо-сарматское да - "жара; дающий"), затем начертан знак "круг" (СОЛНЦЕ; определитель), в который вписаны два знака 01 да, а рядом с ним начертан еще один знак 01 да. Во втором сегменте начертан знак "круг" (СОЛНЦЕ; определитель), к которому присоединен знак 01 да и знак 59 та (ср. скифо-сарматское та - "Солнце; огонь; жар; зной; блеск") (3). Таким образом, здесь обозначено прохождение Солнца от момента весеннего равноденствия (второе небо) к моменту летнего солнцестояния (третье небо), а также обозначен момент зимнего солнцестояния (первое небо). На рис. 3 рядом с символом весеннего равноденствия начертан знак 72 бе, ср. скифо-сарматское бе - "дающая потомство, относящаяся к силе и жизненной энергии; размножаться; потомство; удар; бьющий". Рядом с символом летнего солнцестояния начертаны две группы знаков. Это знак "птица" в сочетании со знаком 12 со (ср. скифо-сарматское со - "Солнце; сияние"), а также блок 08-80 А-Ма. Так обозначены солярная птица и богиня Солнца и огня Ма (Табити, Ага/Яга, Рада). Далее начертаны два блока 77-76 гара, причем к нижнему присоединен знак 59 та, а за ним представлен знак "грифон" в качестве определителя (4). Так в надписи обозначены два грифона - символы бога-громовержца, молнии и грома, Солнца и дождей. Затем начертаны знаки 76-76 12-80 Ра-ра сома (ср. скифо-сарматские ра-ра - "яркое Солнце", сома - "божественный напиток"), а далее представлен символ "два коня". Так обозначен бог-громовержец Таргитай, который скачет на двух конях и получает божественный напиток от богини Солнца и огня Мы. Возможно, что этот бог воплощался в солярной птице. Эта надпись перекликается с изображением на скифском или меотском золотом украшении женского головного убора из кургана Карагодеуашх (Краснодарский край), см. рис. 5 (5).
Можно высказать предположение, что в последнем сюжете как два коня слева и справа от бога Таргитая, так и два грифона слева и справа от светильника обозначают Солнце в переходные периоды времени, т.е. зимой/весной (также утром) и осенью/зимой (также вечером).
Вернемся к исследованию второй хамышкинской надписи. Знаки 01-01 59 да-да та и знак "круг", который сочетается со знаками 01-01 да-да, по всей вероятности, имеют отношение к фиксации времени (дня) весеннего равноденствия. Эти знаки находятся в верхней части надписи. В средней ее части, посвященной солнечному затмению, имеются знаки, относящиеся к фиксации времени (дня) зимнего солнцестояния. Можно предположить, что знак "козьи рога" - обозначение созвездия Козерога. Как ранее удалось обосновать автору, скифо-сарматская надпись N 1 на скале в окрестностях станицы Исправной (Карачаево-Черкесская Республика, Россия) содержит обозначение зимнего солнцестояния, имена божеств, знак "козьи рога", определенные слова, относящиеся к описанию солнечного затмения. Интересно отметить, что в этой же надписи изображено Солнце, которое перекрывается Луной. Мне удалось вычислить точную дату этого частного затмения при помощи компьютерной программы RedShift 2: 27 декабря 83 г. н.э., т.е. несколько позже дня зимнего солнцестояния. Солнце находилось тогда возле созвездия Козерога (Рябчиков 2002а). С полной уверенностью можно утверждать, что в древности это затмение наблюдали и описали не только сарматские жрецы/жрицы на территории нынешней Карачаево-Черкесии, но и сарматские или меотские жрецы/жрицы на территории нынешней Адыгеи. Можно представить весь трагизм ситуации, в представлениях древних людей. Угроза "смерти" Вселенной миновала, Солнце в день зимнего солнцестояния "умерло" и "возродилось", а всего через несколько дней начало "умирать" снова, но все же не "умерло". Это событие было так значимо, что его фиксировали (и, вероятно, прогнозировали) в разных местах. Интересна и такая особенность: неподалеку от двух древних обсерваторий находятся дольмены. Видимо, сарматы и меоты могли вторично использовать эти сооружения, хотя бы как некие священные места, возле которых они совершали свои ритуалы.
1. См. (Рябчиков 2001; 2002а; 2002б: 127).
2. См. также (Rjabchikov 2004).
3. В русских калядках имеется русское диалектное таусень - "овсень" (Чистов, Чистова 1984: 41-3, 47-9, 51, 55, 508), выделяю в этом слове скифо-сарматскую основу та.
4. См. (Рябчиков 2004б: 4).
5. Анализ сюжета на этом артефакте и других близких по смыслу сюжетов см. (Rjabchikov 2004).
Бунятян, Е.П., Чередниченко, Н.Н., Мурзин, В.Ю., 1977. Скифский могильник у с. Верхнетарасовка // Чередниченко, Н.Н. (ред.) Курганы юга Днепропетровщины. Киев, с. 59-124.
Валганов, С., 2000. Знаки на скалах близ мегалитической группы у села Хамышки // Сайт "Путь дольмена: Российский мегалитический портал": http://megalith.ru/sign/hamish/index.shtml.
Драчук, В.С., 1975. Системы знаков Северного Причерноморья (Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры). Киев.
Рябчиков, С.В., 2001. О сарматском празднике Коляда // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl40r.htm.
Рябчиков, С.В., 2002а. Сарматские надписи из Карачаево-Черкесии // Татауров, С.Ф., Татаурова, Л.В., Томилов, Н.А. (ред.) Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск - Ханты-Мансийск, с. 138-42.
Рябчиков, С.В., 2002б. Скифо-сарматские истоки славянской культуры: Материалы Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции. Краснодар.
Рябчиков С.В., 2004а. Скифы, сарматы, меоты и славяне: Знаковая система, мифология, фольклор. Ростов-на-Дону.
Рябчиков, С.В., 2004б. Скифы, сарматы, меоты и Боспор: Пересечение культур. Москва.
Соломоник, Э.И., 1959. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев.
Соломонiк, Е.I., 1962. Новi пам'ятки з сарматськими знаками // Археологiчнi пам'ятки УРСР. Т. XI. Пiвнiчне Причорномор'я в античну епоху. Т. 1. Київ, с. 158-68.
Чистов, К.В., Чистова, Б.Е. (ред.), 1984. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Ленинград.
Rjabchikov, S.V., 2004. Remarks on the Scythian, Sarmatian and Meotian Beliefs. AnthroGlobe Journal, 2004: http://www.anthroglobe.ca/docs/Sergei/scythian-sarmatian-meotian-beliefs.htm.
Copyright © 2004 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
Published 12 November 2004.
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
How to cite the articles of "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page in printed articles: like articles. Maintain the link if citing in the World Wide Web. Notice italics on the homepage name:
Rjabchikov, Sergei V., 2004. A Barbarian (Sarmatian or Meotian) Observatory in Adygea. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl50.htm).
Thanks for visiting.
E-mail me here at srjabchikov@hotmail.com