Russian version

Copyright © 2004 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

ADDITIONAL DATA CONCERNING AN ANCIENT OBSERVATORY IN ADYGEA

by Sergei V. Rjabchikov

Abstract. This article is dedicated to the study of Scythian/Sarmatian signs of the second record inscribed on a rock which is located near the village Khamyshki, Republic of Adygea, Russia. Three fragments of this record bear on astronomical observations and religious beliefs of the Barbarians (Scythians, Sarmatians, Meotians).

С. Валганов (2000) опубликовал фото и рисунки некоторых знаков двух скифо-сарматских надписей, которые начертаны на скалах в окрестностях села Хамышки (Республика Адыгея, Россия). На основании анализа этих изображений автор попытался понять основные идеи, которые содержатся в древних текстах (Рябчиков 2004а). Мне было довольно сложно по единственному фото выполнить достоверные прорисовки некоторых символов Хамышкинской надписи N 2, так что были возможны и ошибки. Однако в связи с тем, что некоторые знаки или группы знаков (блоки) встречаются в тексте два раза или более, удалось понять его общий смысл. Это повествование о наблюдениях за Солнцем в день зимнего солнцестояния, когда, как представлялось древним людям, ежегодно "умирало" старое Солнце, затем рождалось "новое". В соответствии с этим текстом, древние жрецы/жрицы также наблюдали за Солнцем в день весеннего равноденствия.

Теперь появилась дополнительная возможность, чтобы исследовать вторую надпись, поскольку была опубликована еще одна ее прорисовка (Ловпаче 2003: рис. 2; на самой иллюстрации он обозначен как рис. 6). Н.Г. Ловпаче сообщает, что эту иллюстрацию надо рассматривать, как "предварительную зарисовку". Сличив фото, которое опубликовал С. Валганов, с этим рисунком, я пришел к заключению, что в нем, по-видимому, есть неточности. Необходимо опубликовать новые, уточненные прорисовки двух хамышкинских надписей (и их новые фото).

И все же данная прорисовка второй надписи позволяет пролить дополнительный свет на ее содержание. Сразу должен оговориться, что в тексте отсутствует (так представляется более вероятным) сообщение о солнечном затмении. Однако это не меняет сути содержания древнего текста: его можно увязать с астрономическими наблюдениями варваров (скифов, сарматов, меотов), речь идет об астрономической обсерватории, которая существовала в те времена в этом месте.

Рассмотрим первый фрагмент. Здесь я использую систему обозначения "тамгообразных" знаков, предложенную Н.Г. Ловпаче. Следует иметь в виду, что на самом деле каждая подобная "тамга" читается как один или несколько скифо-сарматских знаков. Итак, читаю составные символы (8) и (39). В первом случае, это знаки 01-01 59 да-да та, причем рядом с ними начертан еще один знак 01 да (ср. скифо-сарматские да - "жара; дающий", та - "Солнце; огонь; жар; зной; блеск"). Поскольку здесь представлены три знака 01 да, то речь может идти о третьем небе, летнем солнцестоянии. Второй составной символ - это знак "круг" (СОЛНЦЕ; определитель) (на фото видно, что резчик скруглял углы в нижней части этой фигуры), который сочетается со знаками 01-01 да-да. Так обозначено второе небо, весеннее равноденствие. Следовательно, древних астрономов интересовали моменты зимнего солнцестояния, весеннего (возможно, и осеннего) равноденствия, летнего солнцестояния.

Рассмотрим знаки второго фрагмента. Они близки по своей структуре к скифо-сарматской надписи, которая начертана на мраморной скульптуре льва N 1 из античного города Ольвии (Украина) (Рябчиков 2004а: рис. 3). Составной символ (12) включает в себя знак "круг", к которому присоединены три знака 01 да. Следовательно, в тексте сообщается о летнем солнцестоянии. В составном символе (14) совмещены знак "круг" и знак "свастика" вар-, фар-, фарн- (солярная символика, ср. скифо-сарматское вар- - "огонь; жар; жара; очаг; гореть; варить; кипеть", русское варить, осетинское хурварс - "солнечная (южная) сторона"). Под этим символом начертаны символ (47) и составной символ (49), соединенный с составным символом (50). Первый символ - это идеограмма "грифон", которая могла использоваться в качестве определителя. Второй символ - это блок 77-76 гара, ср. скифо-сарматское гара - "огонь". Этим термином обозначается грифон, воплощение или атрибут скифо-сарматского бога-громовержца, сочетающий в себе представления о мгновенных ударах молний (полет орла) и грозовых раскатах (рев льва), об огне и воде, ниспадающих с неба. Важно отметить, что к блоку 77-76 гара присоединен знак "круг", внутри которого виден знак "головка грифона", развернутый вверх, а второй знак "головка грифона", совмещенный с первым, развернут вне знака "круг" от него вниз. Два грифона, развернутые в разные стороны и окружающие светильник (солярный знак), изображены на двух артефактах: на скифском или меотском украшении женского головного убора из кургана Карагодеуашх (Краснодарский край) и на ножнах скифского меча из кургана Куль-Обы (возле античного города Пантикапея; г. Керчь, Украина) (Рябчиков 2004б: 4). Ниже знака "грифон" в тексте второй Хамышкинской надписи начертан составной символ (48), т.е. знак "круг", который связан со знаком 59 та (ср. скифо-сарматское та - "Солнце; огонь; жар; зной; блеск"). Важно отметить, что в надписи из Ольвии к одному из двух блоков 77-76 гара присоединен знак 59 та. На этом основании прихожу к такому выводу (он и так был очевиден): хамышкинские надписи датируются скифо-сарматским временем, они выполнены знаками скифо-сарматской письменности.

Рассмотрим знаки третьего фрагмента. Это составной символ (15), соединенный с символом (16). Рядом с ними начертан составной символ (17). Читаю три знака 01 да, которые соединены вместе, причем к одному из них присоединен знак "трезубец" куп- (ср. скифо-сарматское куп- - "блеск; блестеть"). Это обозначение третьего неба, летнего солнцестояния. Рядом с ними представлен блок (знак "круг" и знак 01 да), который обозначает первое небо, день зимнего солнцестояния. Вероятно, моменты зимнего и летнего солнцестояний фиксировались древними астрономами для уточнения календарных расчетов, в том числе для определения дат лунных и солнечных затмений.

ЛИТЕРАТУРА

Валганов, С., 2000. Знаки на скалах близ мегалитической группы у села Хамышки // Сайт "Путь дольмена: Российский мегалитический портал": http://megalith.ru/sign/hamish/index.shtml.

Ловпаче, Н.Г., 2003. Петроглифы "хамышей" (Майкоп) // Сайт "Археология и этнография Абхазии": http://www.kolhida.ru/index.php3?path=_abigi/book/kavkaz&source=lovpache.

Рябчиков, С.В., 2004а. Варварская (сарматская или меотская) обсерватория в Адыгее // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl50r.htm.

Рябчиков, С.В., 2004б. Скифы, сарматы, меоты и Боспор: Пересечение культур. Москва.


Copyright © 2004 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

Published 26 November 2004.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.


How to cite the articles of "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page in printed articles: like articles. Maintain the link if citing in the World Wide Web. Notice italics on the homepage name:

Rjabchikov, Sergei V., 2004. Additional Data concerning an Ancient Observatory in Adygea. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl51.htm).


"THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page


Thanks for visiting.

E-mail me here at srjabchikov@hotmail.com

Return to Top of Home Page

Рейтинг@Mail.ru