English version

© 2004 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

СКИФСКИЕ НАДПИСИ СКИФСКОГО ЦАРЯ СКИЛА:
НОВЫЙ ПОДХОД

Сергей В. Рябчиков

Имя скифского царя Скила представлено на скифском перстне (Рябова, Лежух 2001: рис. 7, 7). В "Истории" (IV: 76, 78-80) Геродота содержатся некоторые сведения об этом царе. Ранее автор прочитал и истолковал на этом артефакте скифские надписи, выполненные греческими буквами (Рябчиков 2001а). В этой статье предложена новая интерпретация нескольких скифо-сарматских слов. Главные аргументы приведены здесь вновь.

Первая надпись читается как SKULEW, т.е. Скил Ео. По моему мнению, оба имени относятся к царю Скилу; первое имя - скифское, а второе - древнегреческое. Это предположение основано на сообщении Геродота (IV: 78) о том, что этот царь владел древнегреческим языком. Второе имя соответствует древнегреческому hws (аттическому ews) - "заря; утро; восток". Теперь можно сопоставить имя Скил с русским сокол. Интересно отметить, что птица связана с солнцем в древнеиндийских (индоарийских) верованиях (Топоров 1992: 478; Шилов 1995: 382). Русский сказочный персонаж Финист Ясный Сокол (Пропп 1998: 278) связан с протославянским солярным божеством (ср. русское ясный), ср. также русское выражение свет ясен сокол (Афанасьев 1996: 84, 146) - "свет -- ясный (яркий) сокол".

Вторая надпись читается как SKELEOEARGOTANGAR, т.е. Скел Ео е ар Гота нгар. Перевожу ее следующим образом: "Скел (= Скил) Ео - арий города Готы". Скифо-сарматское н(а)гар - "город" сопоставимо с древнеиндийским nagr - "город" (ср. русское город). По моему мнению, древнеиндийское nagr - "город" происходит из праиндийского *naa g(a)r- - "много огней, очагов" (ср. древнеиндийские naanaa - "много", ghr - "светить, жечь", gharma - "жара"). А что означает название Гота? Скифо-сарматские го-та, ко-та, га-та, ка-та означают "скот; быки; коровы", го, ко, га, ка означают "бык; корова", суффикс т- указывает на множественное число (1). Поэтому имеются все основания полагать, что название города было "Скот". Теперь необходимо выяснить, где находился этот город. Согласно Геродоту (IV: 79), у скифского царя Скила был большой дворец в античном городе Ольвии (Украина). Известно, что букрании были излюбленным сюжетом в производстве вотивных свинцовых изделий в этом городе; кроме того, семь бычьих черепов - настоящие букрании - были обнаружены здесь в цистерне (Леви 1985: 83-4, рис. 77). Помимо этого, скифо-сарматские знаки 77-59 га-та, ка-та (ср. скифо-сарматские го-та, ко-та, га-та, ка-та - "скот; быки; коровы") и знак 77 га, ка (ср. скифо-сарматские го, ко, га, ка - "бык; корова") представлены на двух монетах из Ольвии (Рябчиков 2004: 14-5). Таким образом, можно с уверенностью сказать, что здесь был широко распространен культ скота, более того, скот являлся настоящей эмблемой этого города. Прихожу к заключению, что скифы называли Ольвию именем Гота - "Скот". Эта часть текста, начертанная на перстне царя Скила, может быть переведена так: "Скел (= Скил) Ео - арий города Готы - Ольвии".

Скифо-сарматские е - "(он, она, оно) есть, является" и ор (ар) - "арий" зарегистрированы в другом скифо-сарматском выражении. Скифо-сарматское еорпата - "амазонка" означает буквально "убийца мужа", согласно Геродоту (IV: 110). Читаю его следующим образом: е ор пата - "(она) - убийца ария". Скифо-сарматское пата - "убивающий, рубящий, режущий; убийца" соотносится с древнеиндийским pat - "рубить; резать" (2).

Третья надпись читается как IANR, т.е. Иа-нр. Перевожу ее следующим образом: "Геройский". Ключевые слова к этому тексту - древнеиндийские aa - "из" и nr - "герой" (3). Можно предложить значения скифо-сарматских слов: иа - "из" (ср. также скифо-сарматское а - "из", церковно-славянское и - "и; и даже", русское я) и н(а)р- - "герой". Полагаю, что этот текст подобен древнегреческому тексту на подвеске (4): BASILEWS SKUL ALKIM - "Храброго царя Скила".

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. (Рябчиков 2001б; 2002: 7 и след.).

2. См. (Рябчиков 2001в).

3. См. также (Рябчиков 2000: 11).

4. См. (Рябова, Лежух 2001).

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев, А., 1996. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Москва.

Леви, Е.И., 1985. Ольвия: Город эпохи эллинизма. Ленинград.

Пропп, В.Я, 1998. Морфология/Исторические корни волшебной сказки. Москва.

Рябова, В.А., Лежух, И.П., 2001. "Черная археология" и история скифского царя Скила // Восточноевропейский археологический журнал, т. 9(2): http://archaeology.kiev.ua/journal/020301/ryabova_lezhukh.htm.

Рябчиков, С.В., 2000. Тмутараканские граффити. Краснодар.

Рябчиков, С.В., 2001а. Интерпретация скифских надписей // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl28r.htm.

Рябчиков, С.В., 2001б. О скифских и сарматских текстах, записанных греческими буквами // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl39r.htm.

Рябчиков, С.В., 2001в. Интерпретация скифских, сарматских и меото-сарматских изображений и надписей // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl29r.htm.

Рябчиков, С.В., 2002. Скифо-сарматские истоки славянской культуры: Материалы Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции. Краснодар.

Рябчиков, С.В., 2004. Новые данные по скифским, сарматским и меотским верованиям. Краснодар.

Топоров, В.Н., 1992. Сурья // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва, с. 477-8.

Шилов, Ю.А., 1995. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев.


Copyright © 2004 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2004 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 27 December 2004.

Публикация 27 декабря 2004 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2004. Скифские надписи скифского царя Скила: новый подход. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl53r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2004. Scythian Inscriptions of the Scythian King Skil: A New Approach. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl53.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page

См. также: Рябчиков, Сергей В., 2005. Скифская надпись скифского царя Скила: альтернативная интерпретация. Сайт "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ": http://slavonicweb.chat.ru/sl54r.htm.


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru