Имя скифского царя Скила представлено на скифском перстне (Рябова, Лежух 2001: рис. 7, 7). Автор прочитал скифские надписи на этом артефакте. Они были выполнены греческими буквами (Рябчиков 2001; 2004а).
Вторая надпись читается так: SKELEOEARGOTANPAR, т.е. Скел Ео е ар, го тан Пар. Ранее я прочитал букву G вместо буквы P в конце текста, поскольку полагал, что она появилась из-за ошибки скифского мастера. Перевожу эту надпись следующим образом: "Скел (= Скил) Ео - арий, бык (= воин) (страны близ) реки Днепра".
В этом тексте скифо-сарматское тан Пар означает "река Днепр". Греческое Borusqenhs означает "река Днепр" по "Истории" (IV: 48) Геродота. Как было показано ранее (Рябчиков 2004б: 15), это название происходит от скифо-сарматских Бор- (бар-, пор-, пар-) у с- тен- - "Поле, плод от полуденного Солнца". Русское Днепр происходит от скифо-сарматских дан- (дон-, тан-) пар- - "река (производящая урожаи на) поле". В этом тексте скифо-сарматское го - "бык" - обозначение скифского воина. В книге Лукиана "Токсарис или дружба" (48) имеется такое сообщение: скифы использовали бычью шкуру для того, чтобы дать клятву и вступить в войско. Очевидно, что бычья шкура символизирует бога-громовержца, покровителя воинов.
Можно также отметить, что названия многих скифских, сарматских и меотских рек связаны с идеями изобилия и плодородия. Например, Пората - название реки (Porata по "Истории" (IV: 48) Геродота), сопоставимое со скифо-сарматским *пората - "полный", ср. древнеиндийское prata- - "полный". Тур- - название реки Днестра (Turhs по "Истории" (IV: 48) Геродота), сопоставимое со скифо-сарматским *тура - "изобилие, плодородие; сильный, мощный, превосходящий; богатый; изобильный". Русское Днестр происходит от скифо-сарматских дан- (дон-, тан-) с- тур- - "река Солнца - изобилия, плодородия".
Рябова, В.А., Лежух, И.П., 2001. "Черная археология" и история скифского царя Скила // Восточноевропейский археологический журнал, т. 9(2): http://archaeology.kiev.ua/journal/020301/ryabova_lezhukh.htm.
Рябчиков, С.В., 2001. Интерпретация скифских надписей // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl28r.htm.
Рябчиков, С.В., 2004а. Скифские надписи скифского царя Скила: новый подход // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl53r.htm.
Рябчиков, С.В., 2004б. Новые данные по скифским, сарматским и меотским верованиям. Краснодар.
Copyright © 2005 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 2005 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 7 February 2005.
Публикация 7 февраля 2005 г.
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 2005. Скифская надпись скифского
царя Скила: альтернативная интерпретация.
"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl54r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 2005. A Scythian Inscription of the Scythian King
Skil: An Alternative Interpretation.
"THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl54.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com