English version

© 2005 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

О НЕКОТОРЫХ ИМЕНАХ СКИФОВ, САРМАТОВ И МЕОТОВ new.gif

Сергей В. Рябчиков

Эта статья посвящена изучению нескольких имен собственных, топонимов и этнонимов скифов, сарматов и меотов (синдов), иначе индоариев или протославян. В результате расшифрованы несколько скифо-сарматских надписей.

Языки (диалекты) скифов, сарматов и меотов - варваров в терминологии древних греков - близко родственны древнеиндийскому языку, более того, могут быть отслежены некоторые связи этих языков с иранскими и другими индоевропейскими языками. Варвары жили не только на своих собственных территориях, но также в античных городах на Черном море, в античных городах Боспорского царства (обширная территория близ Черного и Азовского морей). Я использую здесь результаты своей расшифровки их письменной системы, иначе скифо-сарматского письма. Оно базируется на слоговом линейном А (Б); кроме того, некоторые надписи содержат оригинальные идеограммы, определители, греческие буквы. Скифские, сарматские и меотские имена являются важным ключом к скифо-сарматским текстам.

Исследуем два отчества, Radamyw(n)tos и Raqagwsou, жителей античного города Ольвии (Украина) (Трещева 1977: 164). В первом случае, я распознаю следующие оригинальные скифо-сарматские слова: Рада М- псо-*(н)т-, т.е. имена Рада (Лада, Рата) и Ма (Май) верховной богини Солнца и огня скифов, сарматов и меотов, известной также как Табити (Рябчиков 2002а: 3 и след.). Скифская богиня Табити - "Греющая" связана с индоарийским богом Агни - "Огонь" (Афанасьев 1868: 24; Раевский 1994: 204-5). Согласно "Истории Александра Македонского" (VII: 8, 34) Квинта Куртия Руфа, скифский посол говорил о блеске великого божества Солнца. Несомненно, поклонение этому божеству (в разных формах и обрядах) было основой этой архаичной религии. Скифо-сарматское псо-*(н)т- состоит из корня п(а)с- - "скот" и суффикса *(н)т- для обозначения множественного числа. Скифо-сарматское пас- - "скот" сопоставимо с древнеиндийским pacu - "скот" (Рябчиков 2002а: 18 и след.) (1). Второе имя содержит скифо-сарматское Рата го с- - "(Богиня) Рата - Солнце, корова - Солнце", ср. скифо-сарматское го - "Солнце; корова", со - "Солнце; сияние" (Рябчиков 2002а: 7-9). Исследуем боспорское имя собственное, Radam... (КБН N 1277). Я читаю здесь скифо-сарматские имена богини Солнца: Рада и М-. Исследуем боспорское имя собственное - Radamofourton (КБН N 1278). Здесь я читаю скифо-сарматские Рада, Мо (имена богини Солнца) и *фур-т - "огни", ср. древнеиндийское vilas - "сиять", английское fire - "огонь".

Согласно боспорскому древнегреческому тексту, люди в Боспорском царстве поклонялись богине по имени Ма (КБН N 74). Я прихожу к заключению, что Ма (Дева) является главной боспорской (скифо-сарматской) богиней Солнца (2); ср. скифо-сарматское ма - "Солнце; солнечный; солнцестояние; огонь; погребальный костер" (Рябчиков 2002а: 5 и след.; 2003).

Исходя из древнегреческого текста известно, что граждане античного города Херсонеса (Крым, Украина) давали клятву богу Зевсу, земле, Солнцу, Деве, олимпийским божествам (Латышев 1902). Я полагаю, что Дева с архаичным именем Ма имеет отношение к земле (почве, земледелию) и Солнцу. На фрагменте боспорской плиты сохранились четыре строки древнегреческого текста; этот текст сильно поврежден (КБН N 949):

_ _ dama _ _
_ _ mhtr _ _
_ _ iae _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _

Второй сегмент читается как [Dh]mhtr (?) (Ibid.). Я читаю его как [Dh]mhtr[i] - "Деметре" (ср. древнегреческое Dhmhthr - "Деметра"). Очевидно, что этот текст посвящен, в частности, древнегреческой богине плодородия Деметре. В свете полученных данных, начало текста может быть восстановлено как [Ra]dama[is], т.е. в форме имени местной богини - Рада Ма(й). Таким образом, надпись начинается словами: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й), Деметра". Принимая во внимание несколько боспорских древнегреческих текстов (КБН N 1112, 1255, 1256), восстанавливаю буквы _ iae... как [d]ia e [pimeleias] (e[pimelhtwn]) - "попечением такого-то". Затем две буквы, которые следуют за именем Деметры, могут быть прочитаны как [gh], ср. древнегреческое gh - "земля" (в именительном и дательном падежах). Итак, я перевожу эту надпись следующим образом: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й), Деметра, (земле). (Эта стела установлена) попечением (имя/имена)...".

Интересно отметить, что церковнославянское живомаиа означает "населенная часть земли; Вселенная" (Верещагин 2001: 511). Я здесь выделяю архаичный корень маи- - "Солнце (находится на разных уровнях Вселенной)". Кроме того, древнерусская богиня Мокошь/Макошь (< Ма кош) - "мать урожая" (Рыбаков 1987: 126).

Имя богини Лады (старшей богини Рожаницы) упомянуто в различных русских народных песнях (Рыбаков 1994: 406, 362, 364). Исследуем текст адыгейской колыбельной (Гацук 1974: 84, 233, 380). Он содержит неясное слово Реде-Реде. Я полагаю, что здесь сохранилось имя скифской, сарматской и меотской богини Рады. Кроме того, можно упомянуть имя Аларды осетинского божества детских болезней (Пчелина 1937). В этом имени я выделяю скифо-сарматские ара Рад- - "быстрое/огненное (божество) Рада". В качестве параллели можно предложить русское родимчик - "болезнь беременных женщин, рожениц и младенцев", которое также происходит от имени Рада. Возможно, что название известной горы - Арарат - совпадает с архаичной формой ара Рад-.

Теперь можно исследовать пару имен собственных, Amnozos и Abnozos, из Ольвии (Трещева 1977: 164). Я читаю их соответственно как скифо-сарматские А-м- *ноз- и А-б- *ноз-. В первом случае, корень м- (ма) означает "Солнце". Здесь слово а - "из" является префиксом, который образует прилагательные (Рябчиков 2002а: 126), следовательно слово а-м- означает "солнечный; принадлежащий (богине по имени) Ма". Я перевожу форму *ноз- как "нож; меч", ср. древнеиранское ("Авеста") naeza- - "острие", церковнославянское ножь, ножъ, древнерусское ножь - "нож; меч", русское нож (3). Древнегреческое akinakhs - "скифский меч" происходит, по моему мнению, от скифо-сарматской формы *акин-/агин-ак- - "огонь" (*ак- - суффикс), ср. древнеиндийское agni - "огонь", Agni - "бог огня". Согласно "Истории" (IV: 62) Геродота, меч является атрибутом скифского бога войны. Я предполагаю, что этот бог является мужской ипостасью верховного божества огня, а богиня Ма (Табити, Ага, Рада/Рата) является женской ипостасью этого же самого божества. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что нож и меч являются атрибутами богини Солнца. Скифо-сарматское б- (бе) - "удар; топор; размножение; род" - это эпитет скифо-сарматских божеств: бога-громовержца по имени Тара (Таргитай; индоарийский бог Индра) и богини Солнца по имени Ма (индоарийский бог Агни) (Рябчиков 2002а: 33 и след.). Можно утверждать, что скифо-сарматский бог войны/огня имеет некоторые черты скифо-сарматского бога-громовержца и наоборот (ср. скифо-сарматское тара - "огонь; конь; переносящий; спаситель; защитник; чистый; ясный, светлый", древнеиндийское tara - "огонь; конь; переносящий; спаситель; защитник; чистый; ясный, светлый", древнеиранское ("Авеста") atar - "огонь"). Имя А-б- означает "как топор; относящийся к бьющим (божествам)".

Рассмотрим Керченскую плиту, покрытую множеством скифо-сарматских знаков (античный город Пантикапей, столица Боспорского царства; Крым, Украина) (Драчук 1975: таб. XXXV). В этой надписи представлено слово 08-80 а-ма. Рассмотрим скифо-сарматские знаки, начертанные на скульптуре льва N 1 из Ольвии (Драчук 1975: таб. XLV). Рычание льва напоминает раскаты грома, поэтому изображение льва может быть образом божества Солнца, огня и грозы. В этой надписи также представлено слово 08-80 а-ма. Оно связано с именем божества Солнца. Теперь можно исследовать надписи на древнегреческом и скифо-сарматском языках, начертанные на плите из Ольвии (Соломоник 1959: 74-5, рис. 29). Древнегреческий текст посвящен Аполлону, древнегреческому богу Солнца. Я читаю скифо-сарматские знаки как 08-72 а-бе. Полагаю, что это слово имеет отношение к Таре (Таргитаю), скифо-сарматскому богу Солнца и грозы. Рассмотрим скифо-сарматские знаки, начертанные на рукоятке сарматского ножа (Скрипкин, Дворниченко 2003: 169-70, рис. 1 [2] - [5], [7]). Я читаю знаки, изображенные на рис. 1 [3] - [5], как 76 ра, ср. скифо-сарматское ра - "Солнце; огонь" (Рябчиков 2002а: 3 и след.; Rjabchikov 2002: figures 6-8, 10, 11). С моей точки зрения, рис. 1 [7] содержит знаки 33 ра и 72 бе, которые соответственно передают понятия "Солнце" и "удар", иначе они являются эпитетами божеств Солнца и грозы (Rjabchikov 2002: figure 11). Рис. 1 [2] содержит знак 33 ра (ср. скифо-сарматское ра - "Солнце; огонь") и идеограмму "два коня". В "Ригведе" (I, 6: 2; I, 7: 2), собрании священных индоарийских гимнов, рассказано о двух конях Индры. Таким образом, определенные скифо-сарматские надписи соотносятся с именами собственными варваров.

Исследуем следующие имена собственные из Ольвии: Pourqaios, Pourqakhs, [P]ourf[akhs] (Трещева 1977: 166; Книпович, Леви 1968: 71). Во всех трех случаях, выделяю форму пур-. Я читаю скифо-сарматские слова следующим образом: пур- таи-, пур- та- (*(а)к-/(а)г- - суффикс), пур- *ф-. Форма пур- означает "Солнце; огненный", ср. древнеиндийское purvi - "Солнце; восход Солнца, восток" (< *pur- vi), vi - "конь; птица", русское буря, английское burn - "жечь". В третьем случае, слова пур- *ф- (в-) точно соответствуют древнеиндийскому purvi. Кроме того, скифо-сарматское та означает "Солнце; огонь" (Рябчиков 2002а: 43). С другой стороны, сегмент та может быть скифо-сарматским суффиксом множественного числа. Исследуем имя собственное, Aspourgos, известное в Боспорском царстве и в Ольвии (КБН N 1134; Трещева 1977: 164). Я выделяю в нем скифо-сарматские ас- и пур-, где слово ас- (а-с-) означает "солнечный; ясный", ср. русское ясный.

Исследуем боспорское отчество - Balwdiou (КБН N 1279). Здесь я выделяю скифо-сарматские *бало Ди- - "сила бога неба Дия", ср. скифо-сарматские *бала - "сила", да - "жара", Ди, Ти - "имя бога неба" (Рябчиков 2002а: 10 и след.).

Исследуем боспорское имя собственное, Aphmantos, и ольвийское отчество, Maniagou (КБН N 1137; Трещева 1977: 166). В обоих случаях, распознаю скифо-сарматское *ман- - "размножение", ср. древнеиндийское manu - "мужчина", русские много, размножение, английские man - "мужчина", many - "много" (Рябчиков 2002а: 30). Форма *апе сопоставима со скифо-сарматским а-бе - "как секира; размножение; относящийся к бьющим (божествам)". Слова *апе ман-т- означают "разножения; плодородие; изобилие".

Исследуем имя собственное, Inarmazos, из Ольвии (Книпович, Леви 1968: 82). По моему мнению, оно соответствует скифо-сарматским *и-нар- маз-. Первое слово сопоставимо со скифо-сарматским *нар- - "мужественный; мужество; ярость; сила", хеттским innara - "сила", древнеиндийским narya - "мужественный", древнерусским нарои - "ярость, стремление", русское норовить, литовским narras - "мужество; ярость" (Рябчиков 2002а: 245-6). Второе слово соответствует скифо-сарматскому маз-/мас- - "камень; гора", ср. адыгейское мыжъо - "камень", латинское massa - "ком, кусок", немецкое Masse - "толща, слой" и ликийское masana - "божества" (Рябчиков 1998: 23; 1999; Rjabchikov 2005). В этом имени собственном содержится указание на амазонок, иначе храбрых скифских, сарматских и меотских (синдских) воительниц. Древнегреческое Amazwn - "амазонка" происходит от скифо-сарматского а-маз-/мас- - "(относящийся к) камню, горе" (Рябчиков 2002а: 23 и след.). Теперь исследуем отчество, Koukodwnos, из Ольвии (Книпович, Леви 1968: 82). Скифо-сарматское дон- означает "река; вода" (4). Что означает форма *куко? Как было ранее показано автором (Рябчиков 2002а: 20 и след.), скифо-сарматское мара означает "жрица". В абазинской мифологии чинты и маракуа - враги нартов (Салакая 1975: 326). Чинт - это "синд" (Алиева 1969: 304). Думаю, что термин нарт - "мифический воин", представленный в эпосах народов Северного Кавказа, происходит от скифо-сарматского *нар-т- - "очень храбрый", это обозначение скифских, сарматских и меотских воинов. Полагаю, что термин маракуа имеет отношение к амазонкам, которые были воительницами, а также жрицами и прорицательницами. Я делю его на две части, мара и *ку-. Термин *ку (ку-ку-) сопоставим с древнеиндийскими kukkuta (< *kukku ta) - "петух; курица; головешка; искра огня", kuksi - "желудок; чрево", русскими кукла, кукситься (дуться, фигурально означает "быть беременной") (5). Более того, термин *ку- (ку-ку-) может быть связан с представлениями об амазонках, ср. русские кукушка, а также неясное слово куку в славянском заговоре (Рябчиков 2002а: 127 и след.; 2002б). Имя собственное *Куко дон- может указывать на амазонок, которые поклонялись божествам возле рек (идеи "вода", "изобилие", "плодородие", "дожди"). Скифо-сарматское *ку- сопоставимо с древнеиндийским ku - "земля". Можно также предложить древнеиндийское ku - "кричать; шуметь". Исследуем название меотского племени, Mardi, упомянутое в "Естественной истории" (VI: 16) Плиния Старшего. Я читаю этот этноним как Мар- Д- - "Жрица (поклоняющаяся богу Солнца и грозы по имени) Да/Ди". С другой стороны, этот этноним читается как Ма Р(а)д- - "(богиня) Ма Рада".

Исследуем имя собственное, Ramanagos, из Ольвии (Трещева 1977: 174). Здесь я выделяю скифо-сарматское рам- - "баран", ср. древнеиндийские remi - "баран", ramb - "ягненок", английские ram - "баран", lamb - "ягненок" (Рябчиков 2002а: 215). По "Ригведе" (I, 51: 1), бог-громовержец Индра воплощается в барана. В одном захоронении скифского типа в Ольвии поблизости от человеческого скелета находились кости барана (Капошина 1950: 207). Полагаю, что в этом случае, баран является символом успешного перехода души (умершего человека) из этого мира в другой (ср. русское выражение на тот свет). С другой стороны, это имя может включать скифо-сарматские Ра ман- - "Солнце - размножение, изобилие, плодородие".

Исследуем имя собственное, Azamhos, из Ольвии (Трещева 1977: 173). Здесь я выделяю скифо-сарматские а-з- (а-с-) Ме- - "(богиня) Солнца (по имени) Ме/Ма". В свете этой интерпретации, исследуем этноним Iazamatai - "Язаматы"; считается, что это название относится к меотам (Каменецкий 2000: 230). Читаю его как Я-з- (а-з-, а-с-) Ма-*т- - "(богини) Солнца (по имени) Ма".

Исследуем отчество, Sousoulwnos, из Ольвии (Книпович, Леви 1968: 54). Принимая во внимание возможность чередования звуков у/и, л/р, я сопоставляю основу сусулон- со скифо-сарматским сисирна - "кожаный хитон" по "Словарю" (VII: 70) Юлия Полидевка. Перевожу скифо-сарматские си сир- - "блестящий (и) твердый = кожаный хитон" (Рябчиков 2002а: 6 и след.). В книге Лукиана "Токсарис или дружба" (47-48) имеется такое сообщение: скифы использовали бычью шкуру для того, чтобы дать клятву и вступить в войско. Очевидно, что бычья шкура символизирует бога-громовержца, покровителя воинов. По этому же источнику (Лукиан, 40), если скиф, который попадал в плен, хотел заплатить выкуп сарматам, то кричал слово зирин-. Полагаю, что это слово (зир-, сир-) означает "бычья шкура, кожа = твердая", т.е. скиф давал клятву, используя эпитет бога-громовержца.

Теперь можно исследовать два имени собственных, Badagos и Badakhs, из Ольвии (Трещева 1977: 164). Думаю, что скифо-сарматское *бад-, представленное в обоих случаях, связано с русским бодать (ср. церковнославянские бодль - "рог", бодынъ - "надгробный памятник", древнерусские бадати, бодати, бости - "бодать", бодль - "рог", босъ - "дьявол", древнегреческое bous - "бык; корова"). Слово *бад- ассоциируется со скотом, скифо-сарматскими божествами, которые воплощаются в быка и корову (Таргитай/Индра, Аргимпаса/Ушас) (Рябчиков 2002а: 4 и след.). В "Митридатовых войнах" (LXXIX) Аппиана имеется скифское имя собственное, Sobadakos. Здесь я выделяю скифо-сарматские Со *бад- - "Солнце (божество Солнца) бодается". Рассмотрим меотское золотое ожерелье, которое было обнаружено в кургане Карагодеуашх (Краснодарский край, Россия) (Анфимов 1987: 160, фото, 161, фото). Центральным элементом этого украшения является фигурка головы быка, соединенная с круглой бусинкой. Предполагаю, что это символика бога Индры или бога Агни, ср. ("Ригведа" I, 54: 2; I, 7: 2; I, 31: 5). На крайних пластинах начертаны скифо-сарматские знаки, так что каждый узор включает знак 12 со, ср. скифо-сарматское со - "Солнце; сияние". Семь бычьих черепов, предназначенных для какого-то ритуала, были обнаружены в Ольвии в цистерне (Леви 1985: 83). Рассмотрим скифский котел (Мелюкова 1989: 351, таб. 46 [4]). На верхней части этого артефакта изображены головы быков/коров и круги. Таким образом, быки/коровы - солярные символы. Культ коровы связан с культом великой богини в меотских верованиях; в частности, некоторые части или целые туши коров были помещены в несколько меотских могил (Анфимов 1977: 116-7). Далее, известно, что бычьи кости были обнаружены в некоторых скифских погребениях (Бунятян, Чередниченко, Мурзин 1977: 79). По моему мнению, в обоих случаях, мы сталкиваемся с индоарийским ритуалом. Согласно "Ригведе" (X, 16: 7), обволакивание трупа мясом коровы предшествовало преданию его огню. По "Географии" (III: 6) Клавдия Птолемея, один из античных городов в Крыму называется Badatium. Я восстанавливаю архаичное название как *Бада Ти (Ди) - "(Бог-громовержец) Ти/Ди бодается". Существует ряд доказательств того, что солярный культ, связанный со скотом, был широко распространен в скифо-сарматское время, а отсюда следует, что элементы этого культа могли быть отражены в различных именах варваров.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ср. имя скифо-сарматской богини, Аргимпаса (Ар- гим- паса) - "(Переход к) Солнцу/лету (от) зимы - скот", это календарный символ перехода Солнца (солнечного божества) от зимы к лету.

2. См. также (Лурье 1948).

3. Ср. русские заноза, вонзать, пронзать, см. (Фасмер 1987: 80).

4. См. (Фасмер 1986: 528).

5. Ср. русское надуть.

ЛИТЕРАТУРА

Алиева, А.И., 1969. Поэтика нартского эпоса адыгов // Петросян, А.А. (ред.) Сказания о нартах - эпос народов Кавказа. Москва, с. 303-50.

Анфимов, Н.В., 1977. Религиозные верования у меотов // Анфимов, Н.В., Аутлев, П.У. (ред.) Сборник трудов по археологии Адыгеи. Майкоп, с. 111-28.

Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар.

Афанасьев, А.Н., 1868. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. II. Москва.

Бунятян, Е.П., Чередниченко, Н.Н., Мурзин, В.Ю., 1977. Скифский могильник у с. Верхнетарасовка // Чередниченко, Н.Н. (ред.) Курганы юга Днепропетровщины. Киев, с. 59-124.

Верещагин, Е.М., 2001. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. Москва.

Гацак, В.М. (ред.), 1974. Нарты: Адыгский героический эпос. Москва.

Драчук, В.С., 1975. Системы знаков Северного Причерноморья (Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры). Киев.

Каменецкий, И.С., 2000. Археологические памятники меотов Кубани. Краснодар.

Капошина, С.И., 1950. Погребение скифского типа в Ольвии // Советская археология, XIII: 205-16.

КБН - Струве, В.В. (ред.), 1965. Корпус боспорских надписей. Москва - Ленинград.

Книпович, Т.Н., Леви, Е.И. (ред.), 1968. Надписи Ольвии (1917 - 1965). Ленинград.

Латышев, В.В., 1902. Присяга граждан города Херсонеса Таврического. Севастополь.

Леви, Е.И., 1985. Ольвия: Город эпохи эллинизма. Ленинград.

Лурье, С.Я., 1948. Культ матери и Девы в Боспорском царстве // Вестник древней истории, 3: 204-11.

Мелюкова, А.И. (ред.), 1989. Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Москва.

Пчелина, Е.Г., 1937. Родильные обычаи у осетин // Советская этнография, 4: 85-103.

Раевский, Д.С., 1994. Скифский пантеон: семантика структуры // Петрухин, В.Я. (ред.) Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева. Москва, с. 198-213.

Рыбаков, Б.А., 1987. Язычество Древней Руси. Москва.

Рыбаков, Б.А., 1994. Язычество древних славян. Москва.

Рябчиков, С.В., 1998. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар.

Рябчиков, С.В., 1999. Скифы, сарматы, меоты, русские и адыги: интерпретация древних культур // Сайт "Славянские древности": http://slavonicweb.chat.ru/sl2r.htm.

Рябчиков, С.В., 2002а. Скифо-сарматские истоки славянской культуры: Материалы Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции. Краснодар.

Рябчиков, С.В., 2002б. Семантика браслетов со змеиными головками из Херсонеса // Сайт "Археология.РУ - Скифика-Кельтика": http://www.archaeology.ru/ONLINE/Riabchikov/semantika.html.

Рябчиков, С.В., 2002в. К вопросу об интерпретации скифских и сарматских археологических памятников // Татауров, С.Ф., Татаурова, Л.В., Томилов, Н.А. (ред.) Интеграция археологических и этнографических исследований. Омск - Ханты-Мансийск, с. 133-8.

Рябчиков, С.В., 2003. Коллекция меотских древностей // Сайт "Археология.РУ - Скифика-Кельтика": http://www.archaeology.ru/ONLINE/Riabchikov/collection.html.

Салакая, С.К. (ред.), 1975. Нарты: Абазинский народный эпос. Черкесск.

Скрипкин, А.С., Дворниченко, В.В., 2003. Новые сарматские тамги в Подонье // Российская археология, 3: 169-72.

Соломоник, Э.И., 1959. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев.

Трещева, Ю.Н., 1977. Просопография должностных лиц Ольвии I - III вв. н.э. // Вестник древней истории, 4: 156-82.

Фасмер, М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. I. Москва.

Фасмер, М., 1987. Этимологический словарь русского языка. Т. III. Москва.

Rjabchikov, S.V., 2002. Some Remarks on the Scythian and Sarmatian Religion. AnthroGlobe Journal, 2002: http://www.anthroglobe.ca/docs/Sergei/scythian-sarmatian-religion.htm.

Rjabchikov, S.V., 2005. On Scythian, Sarmatian and Meotian Records about Thunderstorm. AnthroGlobe Journal, 2005: http://www.anthroglobe.ca/docs/Sergei/scythian-sarmatian-thunderstorm.htm.


Copyright © 2005 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 2005 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 5 December 2005.

Публикация 5 декабря 2005 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 2005. О некоторых именах скифов, сарматов и меотов. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl57r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 2005. On Some Names of the Scythians, Sarmatians and Meotians. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl57.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru