В частной коллекции (г. Краснодар, Россия) хранится фрагмент зеркала варваров (скифов, сарматов, меотов) из белого металла, см. рис. 1 и 2.
Изучив различные узоры на скифских, сарматских и меотских зеркалах, автор нашел только два узора, которые типологически близки исследуемому образцу, см. (Соломоник 1959: 144-145, 148, N 107, илл. 107; 37, рис. VI, [VI, 5]). Рассмотрим оба сюжета. В первом случае в центре зеркала представлены две пары скифо-сарматских символов, причем каждая из них содержит знак "конь" и знак 77 га (ср. скифо-сарматские га, ка, го, ко - "Солнце; луч света; удар молнии"). В качестве параллели можно привести варварское имя Гокон-, которое сохранилось в боспорских древнегреческих надписях (КБН N 992, 1012, 1266). В этом имени выделяю скифо-сарматские го кон- - "Солнце, свет, молния (в образе) коня". Во втором случае на зеркале можно выделить три концентрических круга. Внешний круг образуют контуры самого зеркала. Чтобы правильно прочитать символы, его репродукцию надо развернуть (как бы держа зеркало ручкой вниз). В центральном круге изображен кружок с отходящими во все стороны восемью лучами. Это символика яркого Солнца, которое находится на третьем небе. Первый пояс, образованный центральным или первым кругом и следующим кругом, содержит волнообразную линию. Это второе небо, т.е. место перехода Солнца как от восхода к зениту, так и от зенита к закату. Так была обозначена символика туч, которые слишком темные и, следовательно, несут в себе грозовые дожди. Снизу к внешней поверхности этого пояса присоединен только один символ - это скифо-сарматский знак 80 ма. Это обозначение проблесков небесного огня - молний.
В качестве параллели рассмотрим золотую пластину скифского или меотского женского головного убора IV в. до н.э. из кургана Карагодеуашх (Краснодарский край) (Бессонова 1983: 107-111; Анфимов 1987: 131; Rjabchikov 2004). Здесь также изображены три уровня неба, но они развернуты по линейной шкале. На вершине стоит богиня Солнца Табити (Ма, Рада или Рата, Ага). Ее фигура украшена скифо-сарматским знаком 80 ма. Ниже эта идея выражена при помощи пяти солярных символов, которые обозначают Солнце в зените и четыре стороны света. Это символика третьего неба. Здесь также показан бог-громовержец Тара-Таргитай (индоарийский Индра), который скачет со второго небо в колеснице, запряженной двумя конями. Фигура этого бога украшена скифо-сарматским знаком 72 бе (ср. скифо-сарматские бе, пе, бай, пай - "топор; бьющий; умножающий"). На втором небе Тара показан в виде светильника (ср. скифо-сарматское тара - "конь; огонь; переносящий"), а его кони заменены на грифонов, т.е. на орлов-львов (ср. скифо-сарматское *ви - "конь; птица", русское "вихрь"). Три неба разделены при помощи двух скифо-сарматских знаков "небо", которые образованы двумя параллельными линиями со штриховкой между ними. На первом небе мы видим богиню Солнца Табити в головном уборе, на котором начертаны скифо-сарматские знаки 33 01 Рада. Эта богиня окружена божествами Солнца, которые обозначают его как на восходе, так и на закате. Справа от Табити находится сам Тара, символ юга, дня, лета, он получает от этой богини рог изобилия со священным напитком. Рядом с ним стоит богиня Аргимпаса, символ востока, утра, весны. С другой стороны от Табити стоит богиня Апи (Дитагоя), символ запада, вечера, осени. Рядом с ней стоит бог Гойтосир, символ севера, ночи, зимы. Этот бог держит в руке сосуд - символ изобилия и плодородия. Второй сюжет, относящийся к символике этого неба, показывает как четыре головы быка/коровы, так и три солнечных диска, т.е. Солнце, движущееся по небу через три позиции. Небесные быки или коровы - это символика бога-громовержца Тары (Индры) и богини утренней зари и весны Аргимпасы (Ушас). Это символика плодоносящих грозовых дождей. Кроме того, в индоевропейских верованиях скот - символ загробного мира (2). Таким образом, и в картинках на этой пластине переход Тары-Таргитая на третье небо к богине Солнца Табити приводит к появлению на первом небе символики Солнца, дождя и хтонических вод.
Рассмотрим древнегреческую надпись V - начала IV в. до н.э. из античного города Ольвии (Украина) (Книпович, Леви 1968: 119, N 173; таб. LXII, N 173). На обломке плиты сохранились греческие буквы РАТ, причем за ними начертан кружок, а еще два кружка начертаны строго над ним и под ним. Предполагаю, что здесь записано имя скифо-сарматской богини Солнца Раты, и еще обозначено Солнце, которое проходит все три неба, в представлении древних людей, от рассвета до полудня вверх, и от полудня до заката вниз. Форма Рат- зафиксирована в именах варваров из Ольвии и Боспорского царства (Трещева 1977: 164; КБН N 582, 638). Читаю ольвийское имя Ратагос- как Рата го со - "(Богиня) Рата - Солнце, лучи, удар молнии - Солнце". Боспорское имя Ариарат- < Ариа Рата означает "(Бог) Ара, (богиня) Рата" или "Яркая, летняя (богиня) Рата".
Рассмотрим теперь золотую скифскую диадему IV в. до н.э., которая была обнаружена в кургане близ с. Сахновки (Черкасская область, Украина) (Рыбаков 1987: 140-141, рис. 25). Попытаюсь понять основную идею этого сюжета. В частности, слева от фигуры богини Табити с зеркалом изображен бог, который держит в руке пылающий факел, а справа от фигуры этой богини изображен другой бог, который держит в одной руке топор, а в другой - рог изобилия. Полагаю, что справа от богини представлен бог Таргитай, получивший священный напиток - молнии и дожди - от богини Солнца и огня. Слева от богини может быть представлена мужская ипостась верховного божества Солнца и огня в образе бога войны (и Солнца, и огня) по имени Ара.
Рассмотрим серебряную обкладку скифского горита IV в. до н.э. (курган Солоха; Украина) (Яценко 1971: 137, илл. 177). Рисунки на этом артефакте разделены на три уровня. Это символика трех уровней неба. На третьем небе находятся лев, олень и грифон. Лев повернут вправо, рядом с ним лежит олень, в тело которого впился набросившийся на него грифон, развернутый влево. Справа от этой композиции изображен цветок, в линиях которого угадывается скифо-сарматский знак 80 ма. В скифо-сарматской символике лев и грифон - символы бога-громовержца Тары-Таргитая, а олень - символ ясного неба. В индоарийской мифологии этому сюжету соответствует следующий сюжет: бог-громовержец Индра убил своего отца (бога неба). Это символика затемненного неба, т.е. обозначение грозовых туч, раскатов грома, молний и дождя. Знак ма обозначает как богиню Солнца, так проблески небесного огня - молнии - во время дождя. На уровне второго неба в левой части изображена битва молодых и старых воинов. Эта картинка распадается на две части. Каждая из них содержит почти идентичный сюжет. Слева показан молодой воин, вооруженный топором и щитом. Ему противостоит воин на коне. Справа показан молодой воин, вооруженный мечом. Ему противостоит воин на коне и еще один воин. Предполагаю, что первый молодой воин - это Тара-Таргитай. Его атрибут - топор (ср. скифо-сарматское бе - "топор"). Второй молодой воин - это Ара-Арес. Его атрибут - меч (в древнегреческой глоссе акинак- - "скифский меч" выделяю скифо-сарматское ак-/аг- - "огонь", ср. древнеиндийское agni - "огонь"). В обоих случаях на коне скачет Тагимасад, бог зимы и смерти, причем во втором случае ему помогает бог зимнего солнцестояния Гойтосир. Получается, что бог Тагимасад на время овладел конем Тары (3). Бог-громовержец сражается с хтоническими божествами, чтобы после тьмы дождевых туч вновь воссияло Солнце. Во второй секции этого же второго неба, расположенной справа от рассмотренных изображений, находятся два грифона. Это символика мифических птиц бога-громовержца. На первом уровне неба показаны три ряда символов. Первый и третий ряды занимают скифо-сарматские знаки 76 ра (ср. скифо-сарматское ра - "Солнце"). Во втором ряду вписаны скифо-сарматские знаки 72 бе (ср. скифо-сарматское бе - "топор; бьющий; умножение"). Итак, в соответствии с прочитанным мифом, бог-громовержец добрался до третьего неба, которое показано в образе оленя, и набросился на него. Идет грозовой ливень. Чтобы он вовремя прекратился, на втором небе бог-громовержец и бог Солнца сражаются с хтоническими божествами, которые поднялись туда, пройдя северную окраину первого неба. Как следствие этого боя, на первом небе обозначены не только раскаты грома, но и солнечный свет.
Исходя из рассмотренных материалов, заключаю, что в центре зеркала, представленного на рис. 1 и 2, могут быть начертаны знаки, которые передают имя (например, Рата, Рада, Тара, Сора, Пера), эпитет (например, ра - "Солнце", гара - "огонь", ара - "яркий") или атрибут (например, знак "конь" и эпитет га - "Солнце; луч; удар молнии") богини Солнца и бога-громовержца. Можно высказать предположение, что зеркала и другие предметы с подобными символами и сюжетами использовались в скифо-сарматское время для защиты от врагов и злых сил, для увеличения плодородия и изобилия, для связи с миром божеств.
1. Ранее автором была рассмотрена этимология ряда скифо-сарматских слов (Рябчиков 2002).
2. См. (Иванов, Топоров 1991: 530).
3. Параллель из русской народной сказки (Афанасьев 1957: 267-277): следует обратить внимание на то, что Буря-богатырь Иван коровий сын (бог-громовержец) сражается последовательно с тремя змеями чудами-юдами, шести-, девяти- и двенадцатиглавыми, которые выезжают на огненном коне Сивке-бурке. В других сказках этот волшебный конь безраздельно принадлежит сказочному Ивану. См. также (Рябчиков 2004а: 4 и след.; 2004б: 10).
Анфимов, Н.В., 1987. Древнее золото Кубани. Краснодар.
Афанасьев, А.Н., 1957. Народные русские сказки. Т. 1. Москва.
Бессонова, С.С., 1983. Религиозные представления скифов. Киев.
Иванов, В.В., Топоров, В.Н., 1991. Индоевропейская мифология // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 1. Москва, с. 527-533.
КБН - Струве, В.В. (ред.), 1965. Корпус боспорских надписей. Москва - Ленинград.
Книпович, Т.Н., Леви, Е.И. (ред.), 1968. Надписи Ольвии (1917 - 1965). Ленинград.
Рыбаков, Б.А., 1987. Язычество Древней Руси. Москва.
Рябчиков, С.В., 2002. Скифо-сарматские истоки славянской культуры: Материалы Южнороссийской фольклорно-этнографической экспедиции. Краснодар.
Рябчиков, С.В., 2004а. Скифы, сарматы, меоты и Боспор: Пересечение культур. Москва.
Рябчиков, С.В., 2004б. Новые данные по скифским, сарматским и меотским верованиям. Краснодар.
Соломоник, Э.И., 1959. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев.
Трещева, Ю.Н., 1977. Просопография должностных лиц Ольвии I - III вв. н.э. // Вестник древней истории, N 4, с. 156-182.
Яценко, И.В., 1971. Искусство скифских племен Северного Причерноморья // Монгайт, А.Л., Черкасова, Н.В. (ред.) История искусства народов СССР. Т. 1. Искусство первобытного общества и древнейших государств на территории СССР. Москва, с. 116-138.
Rjabchikov, S.V., 2004. Remarks on the Scythian, Sarmatian and Meotian Beliefs. AnthroGlobe Journal, 2004.
Copyright © 2007 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 2007 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 2 March 2007.
Публикация 2 марта 2007 г.
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 2007. Фрагмент зеркала со скифо-сарматской символикой //
"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl61r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 2007. A Fragment of a Mirror with Scythian/Sarmatian Symbolism.
"THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl61.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com