English version

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

САКСКАЯ (СКИФСКАЯ) НАДПИСЬ ЧИТАЕТСЯ ПО-СЛАВЯНСКИ

Сергей В. Рябчиков

Ранее я истолковал текст се Сег - "это саки (скифы)" западнославянского календаря в качестве обозначения востока и летнего солнцестояния. Более того, этот народ - саки (скифы) (1) - известен по Библии (Книга пророка Иеремии 25: 17-26) как Сесах: "И взял я чашу из руки Господней и напоил из нее все народы, к которым послал меня Господь: [упомянуты цари разных стран], и все царства земные, которые на лице земли, а царь Сесаха выпьет после них". Чаша обозначает проявление Божьего гнева. На самом деле, Ниневия - столица ассирийской империи - была разгромлена скифами в 612 г. до н.э., а пророк Иеремия начал проповедовать в 626 г. до н.э. Таким образом, он мог что-то слышать о скифах.

В сакском могильнике была обнаружена загадочная надпись (Мартынов 1996: 224, рис. 8). Этот текст представлен на рис. 1.

inscr2.gif
Рис. 1.
Во-первых, я использую результаты расшифровки древних западнославянских и русских надписей (Рябчиков 1998а: 5-6; 1998б: 23). Во-вторых, я использую истолкованные по-славянски протопалестинские, протосинайские и протобиблские надписи (Рябчиков 1998а: 22-3).

Сакский текст состоит из двух частей. Верхний текст содержит определитель, изображенный в его правой части, - знак лошади. Этот текст читается как п(и)-у-р-у в(е) н-р в(е) л-е-ш ЛОШАДЬ. Первое слово сравнимо с русскими буря, Сивка-бурка (Белякова 1995: 131) - "сказочная лошадь" (эпитет Сивка можно сопоставить с именем индоарийского бога Шивы). Знак линейного письма А (Б) 75 ве - это предлог, ср. русское в. Слово н-р, т.е. нар сопоставимо с церковно-славянским нарой - "ярость; стремление". Термин леш сравним с русским лошадь и церковно-славянским льщати - "блестеть" (Рябчиков 1998а: 8). Известно, что конь тождественен огню в индоарийской мифологии (Пропп 1998: 264). Я считаю, что расшифрованный отрывок теста сообщает о солнечной лошади (2).

Второй отрывок текста читается как с-е в(е)-е-р А-н-и п(е)-у-т н-б-е-у - "Это огонь (верховного бога) Ани = Агни - "Огонь", путь по небу". Ср. древнеславянское се - "этот; тот", русские вертеть, (солнце)ворот, вершина, варить и этрусское verse - "огонь". Интересно отметить, что согласно скифским верованиям, север ассоциируется с горами (Раевский 1992: 448), ср. игру слов: русское север и рассмотренное выше выражение се вер - "это огонь/вершина". Слово н-б-е-у (набеу) соответствует русскому по небу. Форма наб- сопоставима с русским небо и древнеиндийским nabhas - "небо". Возможно, что имя скифского бога Агин/Агни может также иметь вариант - Ани.

Я пришел к выводу, что скифская религия произошла из индоарийской религии. Я рад, что моя расшифровка надписи Фестского диска верна!

Таким образом, скифы пользовались письмом (почти азбукой, добавляя слоговые знаки и определители). Это обстоятельство согласуется со следующими данными. Святитель Иоанн Златоуст отметил в IV в. н.э., что скифы перевели Новый Завет на свой язык (Ebert 1921: 109). Затем святой Кирилл (Константин) получил Новый Завет и Псалтырь, написанные русскими буквами (буквально роусьскыми писмены), от одного христианина в Крыму в IX в. н.э. (Глухов 1974: 21, рис.).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ср. древнеиндийские caka - "скиф", cakuni - "птица".

2. См. также (Мартынов 1996: 225).

ЛИТЕРАТУРА

Белякова, Г.С., 1995. Славянская мифология. Москва: Просвещение.

Глухов, А.Г., 1974. "В лето 1037...". Москва: Советская Россия.

Мартынов, А.И., 1996. Археология. Москва: Высшая школа.

Пропп, В.Я, 1998. Морфология/Исторические корни волшебной сказки. Москва: Лабиринт.

Раевский, Д.С., 1992. Скифо-сарматская мифология // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 445-50.

Рябчиков, С.В., 1998а. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Рябчиков, С.В., 1998б. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.

Ebert, M., 1921. Südrußland im Altertum. Bonn - Leipzig.


Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.

© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.

Published 25 October 1999.

Публикация 25 октября 1999 г.

Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.

Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.


Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:

Рябчиков, Сергей В., 1999. Сакская (скифская) надпись читается по-славянски. "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl6r.htm).

[Rjabchikov, Sergei V., 1999. A Saka (Scythian) Record Reads in Slavonic. "THE SLAVONIC ANTIQUITY" Home Page (http://slavonicweb.chat.ru/sl6.htm).]


"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page


Спасибо за внимание!

Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com

Начало страницы

Рейтинг@Mail.ru