Ранее я исследовал несколько граффити на серебряных восточных монетах из петергофского клада, датированных концом VIII в. - началом IX в. (см. мои статьи "Интерпретация древнеславянских текстов" и "Интерпретация гидронимов Лаба и Кубань"). Рассмотрим несколько граффити на монетах этого же клада.
1. На двух монетах (Мельникова, Никитин, Фомин 1984: 44, рис. 8а и 9а) записан текст л-н (см. рис. 1):
На двух монетах (Мельникова, Никитин, Фомин 1984: 44, рис. 10а и 11а) начертаны буквы г древней скифской/славянской азбуки, так называемых черт и резов (Рябчиков 1998а: 5-6; 1998б: 23); см. рис. 3:
На монете (Мельникова, Никитин, Фомин 1984: 45, рис. 12а) буква р начертана вместе с изображением крепостной стены (см. рис. 4).
Тексты, представленные на рис. 5 - 8 (Мельникова, Никитин, Фомин 1984: 45, рис. 14а; 46, рис. 18а, 19а; частная коллекция), являются, на мой взгляд, синдскими письменами. Это не хазарская письменность, хотя такая гипотеза была предложена Е.А. Мельниковой, А.Б. Никитиным и А.В. Фоминым (1984: 36-8). На рис. 5 и 6 изображены знаки на обеих сторонах половинки монеты.
Применяя чтения знаков линейного письма Б (А), а также соответствующих знаков протопалестинских, протосинайских и протобиблских надписей и Майкопской плиты (Рябчиков 1998a: 23), можно расшифровать эти надписи. Известно, что синды (меоты) говорили на индоевропейском языке (Трубачев 1978) и были тесно связаны со скифами и сарматами (савроматами).
Знак на монете (Мельникова, Никитин, Фомин 1984: 46, рис. 18а) представлен на рис. 7.
Изображение одной стороны монеты III в. до н.э. (частная коллекция) из древнего города Пантикапея в Крыму (теперь здесь город Керчь) - столицы Боспорского царства - представлено на рис. 8.
Два знака на монете (Мельникова, Никитин, Фомин 1984: 46, рис. 19а) представлены на рис. 9.
Три знака той же системы письма (это версия древней скифской письменности, известной как славянские черты и резы) и три кружка изображены вместе на внутренней стороне синдской чаши II в. до н.э. - IV в. н.э. (частная коллекция), см. рис. 10.
Параллель из адыгейского фольклора такова (Калоев, Мижаев, Салакая 1992: 200). Солнечный герой (бог) Сосруко имеет сказочного коня (авсурга) Тхожея. Слово авсург означает, по моему мнению, "солнечный конь" (индоарийский символ) и состоит из двух слов - ав сург, ср. древнеиндийские acvah - "конь" и surya - "солнце".
Такая чаша могла быть использована для возлияний богам, ср. сюжет, представленный на золотой скифской пластине: солнечная богиня Табити смотрит в зеркало, а скиф пьет вино из чаши (Галанина, Доманский, Смирнова 1981: 51, фото). Адыгейский сказочный герой Сосруко дарит другим нартам напиток сана (Калоев, Мижаев, Салакая 1992: 200). С другой стороны, скифское sana- означает "вино", древнеиндийское sana- - "опьяняющий напиток из конопли" и индоарийское (крымское) kim-sana- - "винный" (Трубачев 1981: 10).
2. См. (Трубачев 1977: 19-21).
3. См. (Трубачев 1977: 22-3).
Богословский, О.В., 1998. Из истории христианства на Таманском полуострове // Афанасьева, А.И. (ред.) Сборник. 20 лет музея М.Ю. Лермонтова в Тамани. Тамань археологическая (II раздел). Тамань: Таманский музейный комплекс, с. 10-28.
Галанина, Л.К., Доманский, Я.В., Смирнова, Г.И., 1981. Скифы. Путеводитель по выставке отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. Ленинград: Искусство.
Калоев, Б.А., Мижаев, М.И., Салакая Ш.Х., 1992. Нарты // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 199-201.
Ключевский, В.О., 1987. Сочинения в девяти томах. Т. 1. Москва: Мысль.
Макарий (Булгаков), митрополит московский и коломенский, 1994. История Русской Церкви. Т. 1. Москва: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
Мельникова, Е.А., Никитин, А.Б., Фомин, А.В., 1984. Граффити на куфических монетах петергофского клада начала IX в. // В.Т. Пашуто (ред.) Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования: 1982 год. Москва: Наука, с. 26-47.
Мижаев М.И., 1992. Сосруко // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 464.
Рябчиков, С.В., 1998а. Древние тексты славян и адыгов. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
Рябчиков, С.В., 1998б. Таинственная Тмутаракань. Краснодар: Торгово-промышленная палата Краснодарского края.
Топоров В.Н., 1992. Митра. // Токарев, С.А. (ред.) Мифы народов мира. Т. 2. Москва: Советская Энциклопедия, с. 154-7.
Трубачев, О.Н., 1977. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерномирье // Вопросы языкознания, N 6: 13-31.
Трубачев, О.Н., 1978. Некоторые данные об индоарийском языковом субстрате Северного Кавказа в античное время // Вестник древней истории, N 4: 34-42.
Трубачев, О.Н., 1981. Indoarica в Северном Причерноморье. Источники. Интерпретация. Реконструкция // Вопросы языкознания, N 2: 3-21.
Успенский, Л.В., 1962. Слово о словах. Ты и твое имя. Ленинград: Лениздат.
Фасмер, М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. Москва: Прогресс.
Copyright © 1999 by Sergei V. Rjabchikov. All Rights Reserved.
© 1999 Сергей В. Рябчиков. Все права сохранены.
Published 10 November 1999.
Публикация 10 ноября 1999 г.
Sergei V. Rjabchikov, Krasnodar, RUSSIA.
Сергей В. Рябчиков, г. Краснодар, РОССИЯ.
Статьи электронной страницы "СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" следует цитировать в печатных изданиях как статьи. Если Вы цитируете их в сети Интернет, создайте соответствующие гипертекстовые ссылки:
Рябчиков, Сергей В., 1999. Интерпретация нескольких
граффити на монетах петергофского клада.
"СЛАВЯНСКИЕ ДРЕВНОСТИ" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl9r.htm).
[Rjabchikov, Sergei V., 1999. The Interpretation of the
Several Graffiti on the Coins of the Petershof Treasure. "THE SLAVONIC
ANTIQUITY" Home Page
(http://slavonicweb.chat.ru/sl9.htm).]
Спасибо за внимание!
Адрес электронной почты: srjabchikov@hotmail.com